2 ноября 2003 года. Что о себе думает Владимир Путин? Является он деспотичным бывшим ка-гэ-бэшником или же человеком, который претендует на роль реформатора и либерализатора России? Является он ориентирующимся на Запад союзником Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) и Тони Блэра (Tony Blair) или же человеком, который в действительности испытывает привязанность к недобрым старым временам Советского Союза? В связи с делом "ЮКОСа" и арестом богатейшего человека России Михаила Ходорковского этот вопрос нуждается в ответе. Для г-на Путина сегодня наступил решающий момент. Он должен определиться, каким он хочет быть.
Все происходящее в Москве, несмотря на ослабленный статус России в мире, по-прежнему критически важно. Будучи членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и могущественной ядерной державой, Россия является также важным хранилищем энергоресурсов. Что наиболее важно, она представляет собой страну, где встречаются Европа и исламская Азия.
Бывший государственный секретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) сказала о г-не Путине, что в его личности и в его политических амбициях проявляются "две отчетливые черты". Более жесткая оценка говорит за то, что в нем всегда преобладала черта авторитаризма, а его реформистская сторона, которую он демонстрирует людям вроде Тони Блэра и Джорджа Буша-младшего, является не более чем правдоподобным прикрытием для результативного шпиона. Судя по событиям прошедшей недели, настоящий г-н Путин - это человек, ведущий жестокую войну в Чечне, без эмоций воспринявший сообщение о гибели подводной лодки "Курск" и продолжающий удушать свободы российских средств массовой информации.
Г-ну Путину больше не удастся выступать сразу в двух лицах. Санкционированный им арест одного из олигархов, который не расстался с политическими, причем демократическими, амбициями, представляет вызов таким странам, как США и Великобритания, которые с почестями принимали г-на Путина как реформатора, в то же время молчаливо игнорируя чрезмерную жестокость его армии в Чечне.
Если г-н Путин предпочитает путь авторитаризма, тогда пора Лондону и Вашингтону пересмотреть отношения с ним.