Допустим, корпорация "Энрон" накопила миллиарды долларов, а также взяла под контроль ключевые предприятия энергетической отрасли преступными методами. Далее предположим, просто ради забавы, что ее руководители использовали эти деньги и эти предприятия для приобретения влияния на политические процессы. Думаете, газеты "The Washington Post" и "The New York Times", Фонд Карнеги и множество других комментиров стали бы громогласно выражать свое возмущение арестом председателя и исполнительного директора "Энрона"?
Я думаю, это подходящая аналогия для описания реакции Запада на арест и заключение под стражу богатейшего человека России, главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского.
Да, да, я знаю, что президент Владимир Путин и российские прокуроры осуществляют избирательное применение законов. Принимая во внимание предприимчивый нрав большинства населения, каким еще может быть в России уголовное преследование?
Обычно редакционные комментарии и высказывания аналитиков редко бывают такими помпезными и праведными. Как бы то ни было, из-за того, что "ExxonMobil" немного необдуманно подошел к выбору стратегических партнеров в России, реакция на арест Ходорковского, по моему мнению, создала ряд теоретических возможностей.
Снижение стоимости российских акций и облигаций после ареста г-на Ходорковского показывает, насколько быстро Россия снова стала привлекательной страной для западных инвесторов. Через некоторое время портфельным инвесторам, в настоящее время напуганным происходящими событиями, нужно будет пополнять свои портфели, и они снова бросятся покупать российские акции. На самом деле, они сделали одолжение хладнокровным спекулянтам. Стоимость российских ценных бумаг была немного выше реальной, а дело Ходорковского создало фактор некоторой нестабильности, на которой можно заработать.
Более того, общая экономическая ситуация в России продолжает оставлять хорошее впечатление. Платежный баланс России имеет положительное сальдо, равное десяти процентам валового внутреннего продукта. Это все равно, как если бы Соединенные Штаты получили бы 1000 миллиардов долларов в виде прибылей от экспорта и иностранных инвестиций.
Вы говорите, что авторы плаксивых редакционных комментариев правы и Россия стоит на пороге новой темной эпохи доминирования государства и ослабления гражданского общества? Так это будет хорошо для ее внешнего долга, не так ли? Чем меньше долларов и евро получат российские ходорковские за экспорт нефти и газа, тем больше средств пойдет на погашение государственного долга.
Приобретение российских ценных бумаг будет сейчас решительным поступком. Г-н Путин и его окружение собираются сделать некоторые примирительные шаги в сторону бизнес-сообщества. Вспомните, ведь проблема с г-ном Ходорковским заключалась не столько в его бизнесе, сколько в стремлении бросить политический вызов г-ну Путину.
А какая, вы можете спросить, будет реакция общественности на такую циничную ставку на авторитарную власть России? Российская общественность, можете быть уверены, с огромным удовольствием увидела бы всех олигархов ельцинской эпохи повешенными на Красной площади.
Реакция американской, английской и европейской общественности может быть такой же. Ее убежденность в том, что либерально-демократическое гражданское общество в России может быть построено на средства корпоративных гангстеров, была абсурдной.