Путин начинает собирать своих бывших соратников по КГБ и Санкт-Петербургу для нанесения удара по олигархам.
Нарушение джентльменского соглашения, три года назад заключенного между крупными предпринимателями и Кремлем, стало последним поворотом гаек российской властью. И сделал это никто иной, как президент Путин - тот самый человек, что стабилизировал политическую ситуацию в стране и сумел заслужить уважение Запада.
После задержания самого богатого человека России, владельца нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского Путин решил навесить замок на ворота российской власти, чтобы олигархам больше не удалось пройти через них. Кремлевские сторонники жесткого правления воспользовались сложившейся критической ситуацией, чтобы перетянуть одеяло на себя и начать смещение своих противников с занимаемых ими должностей. Глава президентской администрации Александр Волошин пал в четверг. Он был одним из последних крупных политиков, унаследованных нынешним правительством от бывшего президента Бориса Ельцина, членом "семьи" и верным защитником крупных предпринимателей.
Отставка Волошина может оказаться лишь самым началом процесса, ожидающего всех впереди: еще один верный соратник Бориса Ельцина - премьер-министр Михаил Касьянов - может оказаться следующим. На прошлой неделе он вступил в открытое противоборство с Путиным, нарушив распоряжение последнего о неразглашении позиции правительства по делу "ЮКОСа": "Арест акций частной компании, ведущей переговоры на рынке - невиданный прежде феномен, последствия которого предсказать сложно", - заявил премьер-министр.
После этого внезапного выпада чаша весов еще больше склонилась в сторону жесткого сектора кремлевской власти (так называемых "чекистов" - по одному из прежних наименований КГБ). На место Волошина Путин назначил Дмитрия Медведева, дав тем самым понять, в каком направлении будет - с данного момента - развиваться тенденция: Медведев, подобно Путину, прошел подготовку в органах безопасности и работал в санкт-петербургской мэрии. "Сегодня преждевременно говорить об идеологии альтернативной олигархическому капитализму, но вполне возможно - о начале второго срока правления президента: Путин начал собирать своих бывших сослуживцев", - писала на прошлой неделе газета "Известия".
Вполне вероятно, что правы и те аналитики, которые утверждают, что у Путина нет сильной команды, которая могла бы заменить прошлую власть. Возможно, неписаное соглашение, заключенное между олигархами и президентом в июле 2000 года, притормозило осуществление желания Путина привести всех своих друзей во власть, но этот процесс может начаться после недавних событий. Тем не менее, несколько игроков, прошедших школу президента, всегда играли на первой линии, решая наиболее сложные вопросы, как прирожденные бойцы. Среди этих последних: министр внутренних дел Борис Грызлов - верный союзник Путина еще по санкт-петербургской эпохе, министр обороны Сергей Иванов, занимавший несколько ключевых постов в администрации нынешнего президента, и руководитель ФСБ Николай Патрушев. Сегодня в игру начинают вступать и другие, к примеру, тот же самый Медведев. Кроме того, сторонники Путина могут занять и места тех, кто казался незаменимым - например, кресло руководителя внешнеполитического ведомства Игоря Иванова, никогда не входившего в ближайшее окружение президента.
Первым последствием прослеживающейся тенденции станет следующее: олигархи перестанут быть тем, чем были раньше - мультимиллионеры-предприниматели будут решительно отодвинуты от власти. По мнению газеты "Известия", они смогут принимать участие лишь в культурной и общественной жизни страны. Сущие крохи.
Некоторые аналитики полагают, что не исключена и национализация капитала, приватизированного в девяностых годах. Но не для того, чтобы вернуться к ценностям Советского Союза, как, говоря об энергетических компаниях, полагает КПРФ, а для того, чтобы "чекисты" могли осуществлять контроль над этими компаниями, "распределять (путем налогов) доходы государства и руководить вхождением страны в ВТО".
На настоящий момент революция, спланированная "чекистами" Путина, еще не завершена.