Перед встречей в верхах с представителями Европейского союза российский президент Владимир Путин защищал подвергавшиеся критике со стороны международной общественности действия, направленные против нефтяного концерна «ЮКОС». Арест прежнего председателя правления «ЮКОСа» Михаила Ходорковского не является свидетельством перехода к авторитарной политике, сказал он вчера в Москве итальянским журналистам перед отлетом в Рим.
В Риме Путин сначала встретится с премьером Италии Берлускони (Berlusconi), с президентом Карло Адзелио Чампи (Carlo Azeglio Ciampi) и с Папой. Завтра должны последовать переговоры на европейском уровне с президентом Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi).
«В США за последние два года тоже были арестованы двадцать руководителей компаний, - сказал Путин и напомнил о случае с компанией "Enron". - И там никто не посчитал, что правовое государство поставлено под угрозу. Российские капиталисты тоже должны научиться уважать закон».
Старые друзья
Иначе смотрят на это адвокаты и активисты правозащитного движения, прибывшие накануне визита в Рим, чтобы потребовать ясной позиции от ЕС. Роберт Амстердам (Robert Amsterdam), адвокат Ходорковского, потребовал обратиться к данному вопросу от европейских партнеров Путина по переговорам. «Европа должна решить, действительно ли ее объединяют с Россией общие ценности», - сказал Амстердам. По его словам, для ареста Ходорковского не было никаких правовых оснований. «Когда речь идет о правах человека, каких-то дел, имеющих якобы внутреннее значение, не существует», - сказал Амстердам.
Активист-правозащитник Лев Пономарев пошел еще дальше, сравнив действия Путина против олигархов со сталинскими показательными процессами. Наряду с Пономаревым открытое письмо в адрес глав правительств ЕС подписала также Елена Боннэр. «Наша страна находится на пороге новой эпохи подавления инакомыслящих, триумфа насилия и беззакония», - написали в своем обращении активисты правозащитного движения.
Как предполагается, Берлускони не будет обременять российского президента обсуждением этих обвинений. Премьер-министр Италии придает большое значение своей личной дружбе с главой Кремля.