Фотография, обошедшая весь мир: довольно улыбающийся «кавказский лис» демонстрирует свое единение с западной культурой. Он может быть доволен и западной демократией (или тем, что он под ней понимает). На выборах в Грузии в прошедшее воскресенье президент Эдуард Шеварднадзе обеспечил для своего партийного блока в парламенте, пусть и шаткое, но большинство.
Выборы он превратил в фарс. Наблюдатели, присланные из ОБСЕ, с разочарованием констатировали осторожным языком дипломатии, что голосование проходило в условиях, «далеких от международных стандартов».
Если говорить прямо, то результаты выборов были сильно фальсифицированы. И это при том, что Европейский союз и США накануне выборов не пожалели денег, чтобы придать голосованию хоть какую-то видимость транспарентности и честности. Пока в качестве победителя объявлен блок Шеварднадзе «Для новой Грузии». Расследование, проведенное оппозиционным телевидением совместно с иностранными партнерами, показало, что больше всего голосов, 20,7 процента, получило, без всяких сомнений, Национальное движение бывшего министра юстиции Саакашвили, команда Шеварднадзе набрала голосов на шесть процентов меньше.
Однако бывший советский министр иностранных дел вцепился зубами во власть, которую он обязан уступить на предстоящих в 2005 году президентских выборах. Но до того момента, как ожидается, он подготовит своего преемника, который бы устраивал его семейный клан. Поскольку до той поры, пока его люди занимают командные высоты в политике и экономике, клан Шеварднадзе может беспрепятственно продолжать свой доходный бизнес. Так, дочь Шеварднадзе Мана контролирует кино и телевидение страны. Ее мужу Георгию принадлежит треть компании "Magti GSM", работающей в сфере мобильной связи. Племянник Шеварднадзе Нугзар действует в нефтяном и газовом секторе.
Шеварднадзе, конечно, получил после распада Советского Союза тяжелое наследство. Поддерживать в рабочем состоянии построенные в советские времена громадные промышленные предприятия не представлялось возможным, и они распались. Война с Абхазией, отделение Южной Осетии, а также сепаратистские настроения в Аджарии и Мегрелии еще больше ограничили пределы влияния тбилисского правительства. Сегодня оно контролирует только часть территории многонационального государства Грузия.
После того, как в начале девяностых годов Шеварднадзе возвратился в Тбилиси, то ни в одну другую кавказскую страну не поступало столько денег от европейских и американских кредиторов, как в Грузию, Большая их часть исчезла, стране они не принесли никакой пользы. У Грузии два миллиарда долларов США долгов. Она бы уже давно обанкротилась, если бы Вашингтон не подкидывал каждый год до 150 миллионов долларов.
Свой финансовый, но более того, и моральный кредит седовласый грузин, господствующий над своей страной как патриарх и соответственно плохо ею управляющий, уже давно утратил. Тем не менее, Запад продолжает оказывать ему значительную помощь. По причине стратегического положения Грузии и тревожащего его вопроса, а что же произойдет, если Шеварднадзе свергнут.