К началу саммита с демократическими европейскими лидерами репутация Путина как демократа заметно пошатнулась. Путин упорно утверждает, что арест российского нефтяного магната Михаила Ходорковского - это обычный случай в практике правоохранительных органов. Однако аналитики говорят, что в Европе и Вашингтоне обеспокоены практикой произвольного применения законов, а также тем, что правительство России наложило арест примерно на 40% акций компании Ходорковского. И все это создает для России весьма неопределенную перспективу.
За три года пребывания на своем посту «Путин способствовал значительному росту авторитета России в мире», которому страна обязана стремительным экономическим ростом, говорит Стивен О'Салливан (Stephen O'Sullivan), ведущий эксперт московской брокерской конторы United Financial Group. Однако теперь, продолжает он, «все это поставлено под сомнение. Если бы следствие против Ходорковского велось беспристрастно, все бы приветствовали это». Однако в мире создается впечатление, что самый богатый человек России подвергается преследованию по причине искусно замаскированных политических амбиций, воспринятых Путиным как вызов. Это дело создало ощущение нестабильности в тот самый момент, когда российские фондовые рынки начали свой стремительный взлет.
На протяжении веков авторитарные правители руководили Россией с помощью «сильной руки» государства. Однако Путин поклялся положить конец этой традиции и установить «диктатуру закона». Он заявил об этом после своего прихода к власти, который произошел после неспокойной постсоветской эры 90-х годов, во время которой Россией управлял его предшественник Борис Ельцин. Однако зачастую при Путине закон использовался как инструмент подавления олигархов, которые появились в России в ходе сомнительной приватизации госпредприятий в 90-е годы.
Эти олигархи полагали, что их политическое влияние должно быть соразмерно их финансовому процветанию. Двое олигархов вынуждены были бежать из России, потеряв контроль над обширной сетью СМИ и других холдингов. А Ходорковский был единственным из олигархов, кто не соблюдал заключенное с Путиным в июле 2000 году негласное соглашение, согласно которому магнаты обещали не вмешиваться в политику. И поэтому он теперь кушает рыбный суп в суровой камере предварительного заключения в Москве.
«Это - часть долгосрочного плана игры, организованной лично Путиным для устранения оппозиции», - считает Майкл Макфол (Michael McFaul), старший научный сотрудник Института Гувера и аналитик Международного центра Карнеги. В ходе интервью в Москве он, в частности, заявил: «Все, кто находится у власти в России, в крайней степени напуганы». Как известно, Ходорковский финансирует несколько партий, включая оппозиционные. В минувшие годы олигарх приложил немало усилий для улучшения своего имиджа на Западе. Как сообщила в среду New York Times, он передал благотворительные пожертвования Библиотеке конгресса США, а также Международному фонду Карнеги.
Как заявило во вторник в своем заявлении руководство Евросоюза, на повестке дня саммита Россия-ЕС - обсуждение «общих демократических ценностей, которые укрепляют отношения между ЕС и Россией». Что же касается дела «ЮКОСа», то лидеры ЕС в ходе встречи с Путиным намерены напомнить ему «о необходимости справедливого, недискриминационного и пропорционального применения законов со стороны российских властей», а также защиты прав обвиняемого во время судебного процесса. Представители администрации США тоже придерживаются жесткой линии.
Между тем новым главой «ЮКОСа» стал гражданин США Семен Кукес, ибо в понедельник Ходорковский заявил об уходе с поста председателя правления компании. Как ни странно, этот шаг может позволить Ходорковскому усилить свои позиции в борьбе с Путиным, и теперь олигарх может баллотироваться на пост президента страны на выборах в марте 2004 года или на следующих выборах в 2008 году. Кукес является ветераном нефтедобывающей промышленности: он играл важную роль в одобренной недавно Кремлем сделке по продаже акций ТНК компании British Petroleum (ВР) на сумму в 6 млрд. долларов. Кукес входит в число трех американских граждан, входящих в руководство крупнейшей российской нефтяной компании «ЮКОС-Сибнефть».
В четверг Москва возобновила свое давление на «ЮКОС», угрожая лишить ее лицензии на разработку ключевых месторождений нефти. «Налицо политический мотив, который, на наш взгляд, является главным фактором, объясняющим почему, по крайней мере, на данной стадии, закон произвольно применяется только по отношению к одному олигарху, а не к кому-либо еще, - заявил, по сообщению Reuters, высокопоставленный представитель Госдепартамента. - На высоком уровне были проведены очень обстоятельные беседы... Через какое-то время эта проблема может оказать несколько большее воздействие на американо-российские отношения, но я думаю, что пока слишком рано делать какие-либо предположения по данному вопросу».
Путин приложил немало усилий, чтобы заверить инвесторов в том, что в Россию можно вкладывать капиталы, что правительство не планирует пересматривать итоги приватизации 90-х годов и что его политика «управляемой демократии» не претерпела изменений. Перед отъездом в Рим Путин заявил итальянским журналистам, что «ничего необыкновенного» в деле «ЮКОСа» нет и что в США также производился арест магнатов, причем наручники на них надевались «непосредственно в офисах их компаний». Он обвинил США в политике «двойного стандарта» и подчеркнул, что «никто не подвергал сомнению законность арестов», произведенных в США. Касаясь слухов о ренационализации, Путин заявил: «Мы не должны допускать развития событий по столь негативному сценарию».
Однако диссонансом заявлению Путина прозвучало высказывание премьер-министра Михаила Касьянова, который является союзником ушедшего в отставку главы администрации Кремля Александра Волошина. Касьянов выразил «глубокую обеспокоенность» по поводу крупнейшего за весь постсоветский период ареста акций «ЮКОСа». Американский инвестиционный банк JP Morgan предполагает, что «в ноябре в правительстве (России) произойдут новые вызывающие тревогу перестановки». Как считает JP Morgan, международное агентство Moody's Investors Service «поторопилось с предоставлением России инвестиционного рейтинга». Кстати, в среду агентство Moody's изменило прогноз рейтинга «ЮКОСа» на негативный.
Беспокойство по поводу скатывания страны к авторитаризму выходит далеко за пределы директорских кабинетов. Независимое телевидение было взято под контроль в самом начале правления Путина, и теперь есть признаки того, что и печатные СМИ также оказались под давлением властей. Павел Фельгенгауэр, известный независимый военный аналитик и комментатор, который часто резко критикует политику Кремля в Чечне и по стратегическим вопросам, заявил, что на прошлой неделе газета «Московский комсомолец», с которой он постоянно сотрудничает, отказалась публиковать его статью. По его словам, произошло это после того, как руководство газеты получило из Кремля письмо, в котором утверждалось, что Фельгенгауэр является «сторонником» Бориса Березовского, который является противником Путина.
«Они расправляются с тем, что осталось от свободной прессы, - говорит Фельгенгауэр, добавляя при этом, что лично не знаком с Березовским и никогда не сотрудничал с подконтрольными ему СМИ. «Мы имеем дело с авторитарным режимом, и такие режимы опасны для тех, кого они подавляют внутри страны, а также для соседей». На этой неделе Путин заявил, что свобода слова в России - это «бесспорный факт», и «мы ее будем защищать». Однако Фельгенгауэр считает, что недавние события показывают, что через какое-то время «Россия прекратит модернизацию, ее ждет стагнация или даже экономический крах».