Москва, 9 ноября 2003 года. Михаил Ходорковский незадолго до своего ареста заявил, что Россия находится на перепутье. Вопрос не в том, сказал он, что она вновь станет коммунистической: все идеологические споры 20-го века - о капитализме, о бизнесе, о частной собственности - уже решены. Сегодня идут споры о том, какое общество будет в России: демократическое или авторитарное. Веками задавался вопрос: принадлежит Россия Европе или Азии? Но сегодня, после того как прокуратура наложила арест на 40% акций компании "ЮКОС", вопрос, кажется, звучит так: является Россия Канадой или Венесуэлой?
"Гватемальская модель предусматривает частную собственность, но под контролем государства, - сказал г-н Ходорковский. - Это значит, что государство устанавливает правила не только для бизнеса, но и для всей жизни".
"По прошествии каких-то 10 лет после распада Советского Союза россияне могут читать, что хотят, делать покупки в бутиках, путешествовать заграницу, - заявил Борис Немцов, один из лидеров партии 'Яблоко'. - Но им по-прежнему не хватает страсти к политике и политической активности - а это является признаком того, насколько люди верят в собственную силу как граждане".
В прошлом месяце в Санкт-Петербурге, где проводился второй тур выборов губернатора, пришли голосовать всего 28% избирателей. Такая низкая явка в последнее время является типичной для всей России. Опубликованное на прошлой неделе исследование показывает, что после распада Советского Союза две трети россиян "не занимаются коллективной политической деятельностью".
Хотя в России действуют тысячи неправительственных организаций, от профсоюзов до борцов за чистоту окружающей среды, в прошлом году в их работе участвовали всего 9% россиян, причем большая часть этой активности касалась протеста против ущемления прав трудящихся, в первую очередь задержек выплаты заработной платы.
И это не удивительно после семи десятилетий навязываемой людям политической активности, которая являлась насмешкой над подлинной: партийные профсоюзы, партийные лозунги, партийные уличные шествия. Это сделало россиян глубоко циничными и явно апатичными. А цинизм сделал возможным практически повсеместный расцвет коррупции, которая всегда была характерна для российского государства.
Встреча с милицией, которая останавливает пешеходов и водителей, чаще всего кончается уплатой неофициального "штрафа". Для того чтобы избежать призыва на действительную военную службу, сегодня необходимо уплатить взятку в 5000 долл. США. "Приходится давать им взятки", сказал один банкир, который знает, как получить 20 разрешений от 20 ведомств, чтобы открыть супермаркет. Мало кто отваживается бороться с системой.
Г-н Ходорковский, быть может, не очень подходит на роль борца за демократическое общество, но вполне возможно, что это суждение ошибочно. Примите во внимание, насколько хорошо он чувствовал цинизм и апатию общества, когда манипулировал ими, чтобы стать одним из богатейших людей планеты, и насколько сегодня они ему мешают в его попытках превратить свое богатство в политическую силу. В 1990-х годах, используя связи в правительстве, он стал одним из олигархов, которые взяли под свой контроль значительную часть достояния страны и в результате заслужили ненависть большинства рядовых россиян.
С 2001 года г-н Ходорковский закачивает деньги в проекты, имеющие целью создание именно того, чего России недостает: гражданского общества. Созданный им фонд "Открытая Россия" продолжает программы, которые в свое время начали финансист Джордж Сорос (George Soros) и Соединенные Штаты: подготовка преподавателей, компьютеры для школ, клубы для журналистов.
Ирина Ясина, представитель по связям с общественностью фонда "Открытая Россия", гневно отрицает, что россияне пассивны. Она вспоминает, как в 1991 году люди вышли на улицы, чтобы сорвать коммунистический путч. Однако она признает, что энтузиазм тех дней испарился, хотя и возросла ностальгия по стабильности советских времен. "Российской демократии нужна глобальная система просвещения народа, - сказала она, - потому что большинство все еще живет в условиях демагогии, навязанной коммунистическим режимом".
В самом деле, были возрождены символы прошлого. Президент Владимир Путин вернул музыку прежнего советского государственного гимна. Государственное телевидение на прошлой неделе транслировало концерт по случаю 86-й годовщины Ленинского комсомола. В пятницу, когда была годовщина Октябрьской революции, отмечаемая сегодня как День Согласия и Примирения, кто-то поднял советский флаг над зданием парламента.
В конечном итоге, все упирается в г-на Путина. В России всегда было так: народ, в большинстве своем, обращает взор в сторону одного человека, которого он боится, но от которого он ждет также милостей. Бывали хорошие цари и бывали плохие, но всегда это были именно цари.
В прошлом десятилетии, поскольку российская апатия оставляет достаточно возможностей для манипулирования выборами, не было действительно демократичных кандидатов в новые лидеры. Борис Ельцин после 1991 года казался единственным реальным выбором. Его переизбрание в президенты в 1996 году было гарантировано его влиянием и деньгами олигархов, которых он породил. Затем г-н Ельцин назначил в преемники г-на Путина, что гарантировало избрание последнего президентом в 2000 году.
В России сегодня власть и деньги остаются в руках немногих. После того как средства массовой информации оказались под контролем государства, голоса оппозиции были приглушены, и переизбрание г-на Путина в марте 2004 года стало практически несомненным. Реальная проверка готовности России встать на путь демократического развития произойдет в 2008 году. По конституции, г-н Путин не может быть переизбран на третий срок. Уйдет ли он и даст ли он возможность избирателям выбрать наследника? Или же он постарается сам назначить своего преемника, как это сделал г-н Ельцин? А быть может, он попытается продлить срок своих президентских полномочий?
Г-н Путин заметно ощетинивается, когда его спрашивают о свертывании демократических свобод, заявляя, как и г-н Ходорковский, что Россия необратимо встала на путь свободного рынка. Но он, кажется, опасается, что свободная демократия означает утрату контроля.
При г-не Путине государство укрепило свой контроль над телевидением, которое "подкрашивает" новостные сообщения. В Чечне в результате выборов, которые, по мнению многих, были сфальсифицированы, победителем оказался назначенный Кремлем администратор. Кремль также дирижировал гонкой на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге.
"Если под демократией подразумевается ликвидация государства, тогда нам такая демократия не нужна, - сказал г-н Путин группе журналистов в сентябре. - Зачем нужна демократия? Чтобы сделать жизнь людей лучше, сделать их свободными. Не думаю, что найдутся в мире люди, которые бы захотели демократию, ведущую к хаосу".