В этом, конечно, нет ничего нового. «Большая игра», в которой проиграл Советский Союз, сегодня начинается заново. Речь идет о господствующих позициях в Средней Азии: не только о геостратегических позициях в деле обеспечения господства в Евразии, но, прежде всего, о контроле над нефтью и природным газом, что имеет большое значение.
Спрос растет. Через двенадцать лет динамично развивающаяся экономика стран Восточной Азии будет закупать на мировом рынке столько сырой нефти, сколько в настоящее время ее добывается в странах Персидского залива. США придется покрывать более половины своих потребностей за счет импорта. Европа и без того находится в зависимости от импорта. И кто контролирует месторождения, добычу и транспортировку энергоносителей, тот в состоянии оказывать решающее влияние на экономику континентальной Европы, Китая, Японии, Индии, Индонезии и Латинской Америки. Это равноценно политической власти. Она приходит с нефтепроводами и скважинами а не только, как это сформулировал несколько десятилетий назад Мао Цзэдун (Mao Tsetung), со стволами винтовок.
Контроль над Ираком и получение доступа к месторождениям, занимающим второе на Земле место по запасам нефти, является задачей стратегического значения. Для ее решения потребуется несколько лет, когда будут ликвидированы последствия войны и эмбарго. Все это объясняет интерес крупных концернов США к денационализации нефтяной промышленности Багдада и политику вашингтонской администрации. Однако актеры на нефтяных подмостках смотрят намного дальше. Мало разведаны, но очень перспективны месторождения в среднеазиатских странах-преемницах Советского Союза. Там появились крупнейшие концерны мира, а военное присутствие США обеспечивает не только их интересы, но и прочность режимов, некоторые из которых занимают лидирующие позиции в мировой лиге диктатур. Когда в воздухе витает запах бензина, демократические представления и помыслы о правах человека очень быстро улетучиваются. В этом случае встает задача удержать эти государства в сфере своего собственного влияния и лишить привлекательности других - Россию.
Россия, чьи источники энергоносителей бурлят сильнее других, уже сейчас является первоклассной нефтяной державой. Помимо этого она обладает самым большим в мире газовым потенциалом. И только через российскую территории государства Средней Азии могут до сих пор доставлять свою продукцию на мировой рынок. Трубопроводы пока являются монополией российского государства, и оно во всю пользуется этим. Добывающие компании приватизированы и находятся преимущественно в собственности российских олигархов.
Поэтому предлагается второй тур Большой игры. Государство хочет стать главным актером, оно не намерено давать свободу хозяевам концернов в привлечении иностранного капитала, в том, чтобы те делили господство через инструмент влияния на мировую политику (прежде всего, на политику европейскую) с иностранным капиталом.
Это, судя по всему, и составляет суть кампании руководства во главе с Путиным, которая все больше идет вразрез с существующими нормами права. Уже не по нутру президенту и его окружению из числа бывших сотрудников спецслужб и офицеров, силовиков, приобретение концерном ВР пакета акций компании ТНК, хотя он, конечно, идет в страну с инвестициями. Такому титану, как Михаил Ходорковский, эта группа больше не желает спускать все с рук. Не только потому, что тот смог установить партнерские отношения с концернами мирового уровня. Ему, добившемуся в результате не обязательно законного взлета и теперь надумавшему финансировать оппозиционные партии, эта группа не может позволить иметь и политические амбиции.
Независимость олигархов делает относительными вертикаль власти, централизацию принятия политических решений в администрации президента. Можно фальсифицировать результаты выборов, отправлять в отставку правительства, делать ручными партии. Но олигархов, располагающих стратегическими богатствами России, на поводке уже не удержишь. Поэтому то, что в представлении силовиков является управляемой демократии, как ее назвал Путин, управляемой уже больше тогда не будет. К данному внутриполитическому аспекту добавляется понимание Путиным того, что вес Российской Федерации на мировой политической арене является всего лишь производной от ее возможностей по экспорту энергоносителей. Если Кремлю хочется править великой державой, то ему необходим полный контроль над товаром, который приносит валюту.
История с «ЮКОСом» является, возможно, только началом масштабного противостояния. Руководство Кремля дало отбой проявившему поспешность министру, заговорившему о том, что пора лишить олигархов лицензии на эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, но тот сделал всего лишь тактическую ошибку. Кремль в состоянии уложить всю избирательную кампанию, начавшуюся в субботу, в рамки всего одного единственного лозунга: «Путин или хаос» - и, тем не менее, сохранять видимость плюрализма. В словосочетании вертикаль власти содержится более глубокий смысл.
Европейский интерес к развитию этой ситуации очевиден. Сотрудничества с Россией в области энергетики не избежать. Страны Западной и Центральной Европы нуждаются в российской нефти и газе. Но вот в чем они, однако, не нуждаются, так это в превращении сырьевых ресурсов в политический инструмент. Если сказать иначе: третий тур Большой игры, в ходе которой разыгрывается демократическое будущее России, является вопросом, который предстоит обсуждать на европейском уровне.