Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Стивен Сестанович: Кремль может национализировать собственность "ЮКОСа"

Арест Ходорковского показал, что второй президентский срок Путина будет отличаться от первого

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Своими действиями Путин вносит в политическую жизнь новый элемент неуверенности и даже страха. Арест Ходорковского означает, что собственность крупнейшей и самой эффективно управляемой компании России находится под угрозой захвата. Российские официальные лица продолжают говорить, что они не собираются пересматривать итоги приватизации, но они, скорее всего, не исключают такого пересмотра. Отныне нельзя больше исключать варианта, при котором миллиарды долларов в активах компании, если не вся компания, окажутся в руках правительства. По меньшей мере, эти капиталы окажутся в руках кого-нибудь другого, но не Ходорковского.

Стивен Сестанович, ведущий эксперт по России, высказывается по поводу ареста правительством Путина богатейшего человека России, нефтяного олигарха Михаила Ходорковского. Этот арест стал результатом противостояния между сторонниками рыночной экономики и выходцами из бывшего КГБ в окружении Путина. Ходорковский был арестован российскими властями 25 октября по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. 30 октября правительство наложило арест на 44 процента акций его компании.

Сестанович считает, что арест Ходорковского может нанести ущерб американо-российским отношениям. По его словам, Вашингтон рассчитывал на сотрудничество с Ходорковским в различных областях, связанных с энергоносителями. «На первый взгляд, Путин является приятелем президента Буша, но это не тот приятель, которого хотелось бы иметь», - говорит Сестанович.

----------------------------

Вопрос: Не могли бы Вы объяснить значение ареста российским правительством руководителя компании «ЮКОССибнефть» Михаила Ходорковского?

Ответ: Этот арест очень важен по трем причинам. Прежде всего, это признак того, что собственность крупнейшей и самой эффективно управляемой компании России находится под угрозой захвата. Российские официальные лица продолжают говорить, что не собираются пересматривать итоги приватизации, но они, скорее всего, не исключают такого пересмотра. Отныне нельзя больше исключать варианта, при котором миллиардные активы компании, если не вся компания, окажутся в руках правительства. По меньшей мере, эти капиталы окажутся в руках кого-нибудь другого, но не Ходорковского.

Его арест представляет также интерес потому, что он отражает резкое изменение в расстановке сил между двумя группировками, которые вели борьбу в окружении президента Владимира Путина в течение его первого срока. Итак, с одной стороны, олигархи - крупные бизнесмены, сколотившие огромные состояния в 90-е годы, с другой стороны - многочисленные выходцы из КГБ и МВД, которые в период Путина продвинулись на высокие посты во властных структурах.

И, наконец, арест Ходорковского показывает, что второй президентский срок Путина, возможно, будет резко отличаться от первого. Путин баллотируется на второй срок в марте следующего года, и многие российские аналитики отмечали, что текущая борьба определит, кто в ближайшие четыре года будет находиться на ключевых постах в новом правительстве страны. Но, возможно, под угрозой находится нечто большее. Первый срок Путина характеризовался стабильностью. Если в ходе второго срока Путин начинает затрагивать крупные и спорные вопросы о том, имеют ли олигархи право на свою собственность, возникнет риск того, что стабильность в стране будет нарушена.

Вопрос: Имеется ли в Кремле фракция, которая поддерживает олигархов?

Ответ: Да, и главой этой фракции был руководитель кремлевской администрации Александр Волошин, который ушел в отставку 30 октября. Примечательно, что он находился на этом посту не только в течение всего периода пребывания Путина на посту президента, но и в период президентства Бориса Ельцина. Когда Ельцин ушел в отставку в конце 1999 года, сохранение Волошина на посту главы президентской администрации рассматривалось как гарантия преемственности политики Кремля. Волошин защищал интересы семьи Ельцина, и что особенно важно - он защищал интересы олигархов. Я мог бы добавить, что когда Ходорковский находился в июле этого года в Вашингтоне, выходцы из КГБ в окружении Путина хотели использовать конфронтацию с «ЮКОСом» в качестве предлога для выдворения Волошина из Кремля. И им, судя по всему, это удалось сделать.

Вопрос: Давайте вернемся к 90-м годам. Американцы не могут понять, как эти олигархи могли так быстро разбогатеть. Если, к примеру, президент Теодор Рузвельт арестовал бы Джона Рокфеллера, мог бы этот арест быть аналогичным аресту Ходорковского?

Ответ: Главное различие между российскими олигархами и так называемыми американскими баронами-разбойниками (американскими капиталистами 19-го века - прим. пер.) состоит в том, что большинство олигархов фактически сами ничего не строили. Они не создавали нефтяных компаний, железных дорог или сталелитейных заводов. Они просто отобрали все это у государства. В 90-е годы акции большинства госпредприятий были переданы от бывших советских министерств в частные руки, причем за символическую сумму. Этот процесс, начался фактически в 80-е годы при бывшем президенте СССР Михаиле Горбачеве, когда госпредприятиям было дано указание перейти на хозрасчет, и они, чтобы стать рентабельными, стали продавать часть своих активов. Тогда коррумпированные чиновники в обмен на взятки начали перераспределять госимущество, продавая его за бесценок в частные руки.

Вопрос: Как же «ЮКОСу» удалось добиться такой огромной власти?

Ответ: Молодой Ходорковский, подобно многим другим, начал зарабатывать деньги тем способом, о котором я говорил выше. Он прошел путь от банкира до нефтяного бизнесмена. Он фактически превратил «ЮКОС» в преуспевающую компанию, которая увеличила добычу нефти. Он внедрил новые методы управления и новую технологию, чем вызвал восхищение и даже зависть западных компаний. Эти успехи нельзя недооценивать. В 90-е годы многие эксперты полагали, что производство нефти в России будет постепенно уменьшаться. Однако они уже так не думают. Могущественные и богатые российские нефтяные магнаты, и прежде всего сам Ходорковский, воспользовались высокими ценами на нефть на мировом рынке и повысили объем добываемой нефти.

Вопрос: Может ли арест Ходорковского и гонения на его компанию привести к кризису в российской экономике?

Ответ: Нет, но своими действиями Путин вносит в политическую жизнь новый элемент неуверенности и даже страха. Он разрушает бизнес самого успешного бизнесмена России, человека, который сумел заставить старую промышленность работать по высоким международным стандартам. «ЮКОС» будет продолжать добычу нефти, другие нефтяные компании также продолжат делать это. Но рост российской экономики зависит от инвестиций. Пойдут ли теперь российские и западные деньги в российскую экономику - это большой вопрос.

Бизнесмены в других секторах, будь то в банковском деле или супермаркетах, должны задаться вопросом о том, есть ли гарантии, что они будут владеть своими компаниями в ближайшие год-два. Или же люди из властных структур, которые работают на Путина, потребуют у этих коммерсантов поделиться с ними своей прибылью. Путин дает понять мелким чиновникам по всей России, что преследование бизнесменов отныне разрешено. Возможно, Путин не задавался целью послать чиновникам такое сообщение, но нет сомнений в том, что множество чиновников на местах почувствовали, что у них развязаны руки.

Вопрос: Когда мы с вами говорили в конце сентября, вы отметили, что Путин предупредил олигархов: «Вы можете делать деньги, пока не будете вмешиваться в политику». Но Ходорковский нарушил предписание Путина, за что сейчас, видимо, и страдает. Но если бы он остался в стороне от политики, мог бы он избежать нынешних гонений?

Ответ: Некоторые люди в окружении Путина, вероятно, были потрясены, узнав, что Ходорковский - подобно другим олигархам, я должен обратить на это внимание - тратит большие средства на финансирование оппозиционных политических партий. Вот почему одна из задач Кремля - помешать олигархам помогать оппозиции. Но возникает и другая проблема. В России традиционно считалось, что, заняв высокую должность, человек может быстро разбогатеть. Это типично и для других стран тоже, конечно. Но именно российские чиновники привыкли считать, что часть их работы заключается в том, чтобы использовать свою власть для вымогания денег у бизнесменов. Окружение Путина в Кремле состоит в основном из большого количества людей, которые не разбогатели, так как не успели купить акции госпредприятий в 90-е годы. И теперь они пытаются наверстать упущенное. Такая мотивация придает особое измерение их стремлению держать олигархов вне политики!

Вопрос: Вы предполагаете, что «ЮКОС» не «отстегивал» чиновникам в Кремле достаточно денег из своих прибылей?

Ответ: Это, скорее всего, возможно. Это случалось прежде. Посмотрите на пример Владимира Гусинского, олигарха, возглавлявшего компанию «Медиа-Мост». Он нажил себе врагов в Кремле, потому что помогал политическим деятелям и партиям, выступавшим против Путина. В итоге он вынужден был бежать из страны. Но на этом история не закончилась. Российские правительственные чиновники смогли также использовать правоохранительные и судебные органы для того, чтобы отобрать у Гусинского часть его собственности. Сегодня они стали богаче за счет подавления одного из противников Путина.

Вопрос: То есть, возможно, главная причина ареста Ходорковского - это зависть?

Ответ: Как и в случае с Гусинским, было много разных причин для начала атаки на Ходорковского. Во-первых, я не сомневаюсь, что некоторые люди просто хотят получить в собственность активы «ЮКОСа». Во вторых, есть цель - уничтожить олигархов как класс. В-третьих, одна из причин связана с избирательной кампанией. Нужно перекрыть каналы финансирования оппозиционных партий со стороны олигархов, а заодно и показать избирателям, что Путин наказывает так называемых злодеев, обладающих огромными богатствами. Вы знаете, российские выборы почти всегда сопровождаются фракционной борьбой такого рода.

Вопрос: Есть ли сомнение в том, что эти олигархи нарушили законы, чтобы стать столь богатыми?

Ответ: Вы можете организовать судебный процесс против фактически любого из ведущих российских бизнесменов. Но вопрос в том, действительно ли они ответственны за действия, в которых их обвиняют. Многих россиян это не волнует. Логика состоит в том, что олигархи должны быть виновны в чем-нибудь. Несколько месяцев назад представители «ЮКОСа» утверждали, что правоохранительные органы испытывают затруднения с тем, чтобы выдвинуть против компании конкретные обвинения. Вот почему нынешняя атака властей так долго готовилась, и в ход были пущены угрозы против Ходорковского, его партнеров и даже против его семьи. Не случайным было и то, что следователи посетили ту самую школу, где учится дочь Ходорковского. Их визит в школу подразумевал жестокую советскую угрозу. Тем самым они хотели сказать: «Мы можем забрать твою дочь в любой момент, когда захотим».

Вопрос: Каково будет воздействие этих событий на отношения Путина с администрацией Буша?

Ответ: Этот кризис поставил администрацию в сложную ситуацию, потому что США делали ставку и на Путина, и на Ходорковского. На первый взгляд, Путин является приятелем президента Буша, но это не тот тип приятеля, которого хотелось бы иметь. Что касается Ходорковского, он в течение двух минувших лет был героем и основным участником российско-американского сотрудничества, и он прилагал усилия для того, чтобы сделать две страны стратегическими партнерами в сфере энергоресурсов. Ходорковский и его коллеги- олигархи предложили построить негосударственный трубопровод, чтобы увеличить экспорт российской нефти в США, и администрация поддержала эту идею с энтузиазмом. И очень жаль, что один из ведущих авторов этого проекта оказался в тюрьме.

Вопрос: И американские компании собирались купить часть акций «ЮКОСа», не так ли?

Ответ: Да, западные нефтяные компании проявили большой интерес к покупке большой доли акций российских нефтяных компаний в целом. British Petroleum приобрел 50% акций компании ТНК. Недавно Exxon Mobil and Chevron Texaco вели переговоры о приобретении акций «ЮКОСа». Трудно предсказать, какова будет теперь судьба этих переговоров. Руководители американских компаний не хотят объяснять снижение стоимости своих акций слишком крупными инвестициями в партнерство с российским нефтяным олигархом, которого Путин отправил в тюрьму.

Стивен СЕСТАНОВИЧ - старший научный сотрудник по России и Евразии, Совет по международным отношениям «Council's George F. Kennan) , профессор международной дипломатии, Колумбийский университет; ранее - специальный помощник Госсекретаря США по странам СНГ в администрации Билла Клинтона (1997-2001); вице-президент по делам России и Евразии, Фонд Карнеги за международный мир (1994-97); директор по советским и восточноевропейским (после 1991 г.- по российским и евразийским делам), Центр международных и стратегических исследований (1987-94); старший директор по политическому планированию, СНБ (1985-87); директор по политико-военным делам, СНБ (1984-85); сотрудник штаба политического планирования, Государственный департамент (1981-84).