Вашингтон, 8 ноября 2003 года. За те 2 недели, что прошли после ареста в России Михаила Ходорковского и последовавшего за этим "замораживания" авуаров его нефтяной компании, Джордж Буш-младший (George W. Bush) и другие американские высшие официальные лица почти не критиковали публично то, что, по признанию многих в администрации президента США, является чрезвычайно тревожным событием.
Вместо этого официальные представители администрации говорят, что министр торговли Дональд Ивэнс (Donald L. Evans) и министр энергетики Спенсер Эйбрахам (Spencer Abraham), а также кое-кто другой выражали озабоченность Америки в частных беседах, избегая публичных комментариев, которые могут обозлить президента Владимира Путина или создать угрозу для сотрудничества по целому ряду вопросов.
"Являются ли недавние тенденции в России плохими? - спросил один официальный представитель администрации на этой неделе. - Да, они не хороши. Но наша интуитивная политическая оценка говорит за то, что Россия движется в правильном направлении. Вот это в данный момент и влияет на наши ожидания, связанные с Россией".
Представители администрации говорят, что они в самом деле очень встревожены возможностью того, что г-н Путин явно подпадает под влияние сторонников жесткой линии и злоупотребляет властью, обрушиваясь на оппозицию. Одно официальное лицо назвало подобные тенденции отражением ширящегося "расхождения в ценностях" между Вашингтоном и Москвой.
Столь тревожащее поведение России, разъяснило это официальное лицо, не удивительно, принимая во внимание ее историю с 19-го века. И подобное поведение совершенно не обязательно станет перманентным. Вашингтон должен сделать все, чтобы повлиять на российское поведение в позитивном направлении, сказал он.
Однако все это - мысли, выраженные в частных беседах. Среди официальных лиц, которые избегают публичной критики (России), оказался государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell), который без колебаний требовал открытых рынков, главенства закона и терпимости к оппозиции на Ближнем Востоке, в Азии и в Латинской Америке.
Действительно, когда на прошлой неделе его спросили, не является ли арест г-на Ходорковского предзнаменованием отката России назад, напоминающего о днях Советского Союза и правлении КГБ, с которым некоторые критики сравнивают недавние российские акции, г-н Пауэлл драматично колебался с ответом. "Я думаю, главенство закона является глобальным, - сказал государственный секретарь репортерам на борту своего самолета, направлявшегося в Центральную Америку. - Дело Ходорковского еще не закрыто. Я не специалист по делам такого рода". Позднее он добавил: "Я думаю, нам лучше всего просто следить за тем, как разворачиваются события в связи с данным делом, и потом посмотреть, как россияне с ним справятся".
Американские официальные представители заявляют, что молчание администрации оправдано в свете сотрудничества, на которое пошел г-н Путин в вопросе противостояния с Ираном и Северной Кореей из-за их программ разработки ядерного оружия и в вопросе борьбы с терроризмом. Россия выступила против войны в Ираке, но не так громко, как Франция или Германия.
В дополнение, отмечают американские официальные лица, Россия не приняла во внимание предостережений многих и согласилась на денонсацию договора, запрещавшего создание противоракет, на расширение НАТО на Восток с включением в свой состав Прибалтийских государств, а также на присутствие американских войск в бывших советских республиках Средней Азии.
Наконец, официальные лица администрации утверждают, что публичный нагоняй может вызвать ответную реакцию России. Даже мягкое выражение озабоченности со стороны государственного департамента США на прошлой неделе вызвало гневную реакцию министерства иностранных дел России.
Осторожность администрации, какой бы оправданной она ни была, в свою очередь навлекла на нее критику демократов в конгрессе США, некоторых правозащитных групп, а также одного весьма уважаемого республиканца, сенатора Джона Маккейна (John McCain). На прошлой неделе сенатор Маккейн высказал обвинение, что Соединенные Штаты позволяют России безнаказанно использовать тактику советской эпохи.
"Пора взглянуть в лицо неприятным фактам в отношении России", - предостерег он, призвав к пересмотру основополагающих посылок администрации Буша-младшего. Г-н Маккейн сказал, что в числе шагов, которые могла бы сделать администрация США, он видит отказ от приглашения России на встречи с крупными промышленно-развитыми демократическими странами (в формате Большой Восьмерки) или на встречи в рамках сотрудничества с НАТО.
Отвечая на эти предложения, один из тех, кто формирует политику администрации, сказал, что это стало бы контрпродуктивным. "Нужно сохранять свою способность в отношениях с Россией преследовать более широкую цель и не зацикливаться на наказаниях и санкциях", - объявил он.
Это не означает, что речь г-на Маккейна даже в администрации была воспринята как нежелательная, добавил этот официальный представитель. "Речь г-на Маккейна посылает полезный сигнал, что политическая поддержка в Соединенных Штатах позитивной позиции в отношении России уязвима от такого сорта поведения России", - отметил он.
Поскольку администрация заявляет, что она доносит свою критику до России в частных беседах, а официальные лица не раскрывают, в каких выражениях звучит эта критика, трудно оценить, насколько жесткой она является.
Существуют скептики на этот счет. В их числе Строб Телботт (Strobe Talbott), бывший заместитель государственного секретаря и главный советник по России в администрации Клинтона (Clinton), заявивший, что, основываясь на его беседах с россиянами и российскими официальными лицами, он сделал вывод, что администрация Буша-младшего энергично не заявила о своей позиции.
"Я думаю, администрация имеет возможность четко заявить на президентском уровне - в беседе г-на Буша-младшего с г-ном Путиным - и на других уровнях, что ставки здесь высокие, - сказал г-н Тэлботт, который сегодня является президентом Брукингского института. - У нас имеются более сильные рычаги влияния, чем мы используем". Г-н Тэлботт сказал, что понимает, что, как и с любой другой страной, возможны определенные взаимные уступки, и что Соединенные Штаты сумели добиться существенного сотрудничества с Россией в войне с терроризмом и ядерным распространением.
Однако, если и есть ирония в его замечаниях, то она заключается в том, что многие в администрации являются ветеранами президентской кампании г-на Буша-младшего в 2000 году, в которой одной из тем была критика президента Клинтона, и конкретно г-на Тэлботта, за то, что те не обращали внимания на коррупцию и неправильные поступки Бориса Ельцина.
Один высокопоставленный помощник г-на Буша-младшего в том году писал, что администрация Клинтона занимается с Россией "счастливыми разговорами", не обращая внимания на "разграбление богатств этой страны кучкой влиятельных людей". Этим помощником была Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), специалист по России, ставшая ныне советником по национальной безопасности.
Люди, хорошо знающие г-жу Райс, говорят, что она во внешней политики реалист и романтик одновременно - верующая в несентиментальную необходимость работать совместно с Россией над крупными вопросами, но также и в необходимость повсюду поддерживать призывы к демократии и свободе, которые были центральной темой выступления г-на Буша-младшего на Ближнем Востоке на этой неделе.
Г-н Буш-младший, со своей стороны, поставил значительную часть своего президентства на свои многочисленные высказывания, что он доверяет г-ну Путину. Некоторые из его помощников сегодня задаются вопросом, сколько еще будет продолжаться то, что им представляется расколом в отношениях с Россией, прежде чем г-н Буш-младший публично выскажет те опасения, которые у него, возможно, имеются в связи с недавними событиями.