Многие на Западе, возможно, до сих пор интересуются, есть ли реальный смысл у кампании, ведущейся президентом Владимиром Путиным против богатейшего человека России Михаила Ходорковского. В таком случае, они должны пообщаться с якобы независимыми лидерами более чем полудюжины граничащих с Россией государств, для которых укрепление авторитарной власти, происходящее этой осенью в Москве, совпало с ростом усилий Путина по восстановлению империи.
В последние два месяца, пока американские и европейские лидеры были озабочены Ираком и Ближним Востоком, Путин практически без каких-либо возражений со стороны осуществил ряд откровенных империалистических инициатив. Хронологию следует вести с 19 сентября, когда лидеры Украины, Белоруссии и Казахстана под нажимом президента России подписали долгосрочное экономическое соглашение, предусматривающее создание "единого экономического пространства". Для этого потребуется, чтобы три бывшие советские республики отдали свой суверенитет наднациональному органу, возглавляемому Россией. Ни одна из трех стран не желает этого союза, однако они все зависят от России в плане поставок или транспортировки нефти и газа, что позволяет Путину добиваться их согласия.
29 сентября военно-морские силы России без предупреждения начали строить дамбу через Керченский пролив, стремясь захватить контроль над украинским островом и прилегающим к нему судоходным каналом. Строительство было остановлено после того, как Украина стянула в зону конфликта дополнительные войска, однако Москва добилась своей цели: президент Украины Леонид Кучма был вынужден согласиться на "переговоры" о стратегическом проливе и Азовском море, в котором могут быть обнаружены запасы нефти.
5 октября в Чечне прошли организованные Россией "выборы", которые всеми были названы фарсом. Устранив всех значимых конкурентов из предвыборной кампании, Москва добилась прихода к власти не пользующегося популярностью марионеточного режима. 9 октября Путин и министр обороны Сергей Иванов озвучили на пресс-конференции "доктрину Путина": Москва оставляет за собой право применять военную силу при решении конфликтов в близлежащих государствах, а также оставляет за собой контроль над проходящими через Среднюю Азию и Кавказ трубопроводами, "даже если, - сказал Путин, - части системы лежат за российскими границами".
Слабые и изолированные государства, находящиеся между Россией и вступающими сейчас в НАТО странами Центральной Европы, подвергаются в настоящее время новому давлению. Белоруссии объявлена дата, 1 января 2005 года, до которой она должна принять российский рубль в качестве валюты, что является частью плана Путина по созданию нового союза, возглавляемого Кремлем. В прошлом месяце Павел Бородин, секретарь нарождающегося супергосударства, заявил в интервью газете "The Financial Times", что Путин, покинув в 2008 году пост президента России, возможно, станет президентом союзного государства, возглавит процесс вовлечения в него новых стран и займется консолидацией "постсоветского пространства".
Тем временем де-факто происходит аннексия Россией двух грузинских провинций, на территории которых в нарушение международных договоров на военных базах продолжают оставаться российские войска. Нарушая несколько договоров, заключенных Россией с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, российские войска продолжают оставаться и в Молдавии. Путин требует, чтобы молдавские власти отменили конституцию и согласились на создание "федерального" союза с мятежной приднестровской республикой, находящейся под контролем руководимой из Москвы русской мафией. Если Молдавия уступит, то Россия получит фактическое бессрочное право вето по внутренним и внешнеполитическим вопросам этого государства.
Молдавские политики на прошлой неделе посетили Вашингтон в тщетной, практически бессмысленной попытке добиться поддержки Соединенными Штатами независимости своей страны. И хотя они нашли некоторое сочувствие среди конгрессменов-демократов, им не удалось добиться поддержки Государственного департамента, фактически одобрившего осуществляемый Путиным "федеральный" захват. И это не должно вызывать удивление: администрация Буша также вяловато относится к попыткам Украины, Грузии и Армении отгородиться от Москвы путем укрепления связей с западными организациями, например, с НАТО. Как и в случае с Ходорковским, помощники Буша быстро заявляют, что им не нравятся намерения Путина в отношении его соседей, однако тут же признают, что они пока не готовы сказать что-либо большее на эту тему.