Приблизить российское общество к либеральной демократии - именно такую цель преследовал бывший глава компании "ЮКОС" олигарх Михаил Ходорковский, когда вместе со своими партнерами основал фонд "Открытая Россия", "занимающийся отбором, координацией и реализацией проектов в области просвещения, культуры и благотворительности". По мнению директора фонда Александра Осовцова (Ленинград, 1957), предприниматели в России чувствуют, что им угрожает опасность.
- После объявления о своем уходе с поста главы компании "ЮКОС" Ходорковский заявил, что собирается заняться общественной деятельностью в "Открытой России". В чем конкретно будет заключаться его работа?
- Ходорковский был отцом-основателем фонда и с самого начала являлся президентом "Открытой России". Так что он не будет играть роль посланника или представителя фонда, а именно его президента. Он будет принимать участие в работе над проектами и, как и прежде, кропотливо изучать все проблемы.
- Кто финансирует деятельность "Открытой России"? "ЮКОС"?
- Нет. "Открытая Россия" была основана группой лиц, являющихся акционерами компании "ЮКОС". Сегодня не только они финансируют деятельность фонда. Мы никогда не получали от "ЮКОСа" деньги, фонд существует за счет частных вложений, которые те или иные лица делают уже после уплаты налогов.
- Каковы, на Ваш взгляд, мотивы судебного разбирательства против "ЮКОСа" и задержания Ходорковского? В деле замешаны политические причины?
- Всего причин три. Первая: петербургские "чекисты", страдающие оттого, что им не принадлежит бесплатно розданное богатство. Они не хотят понять одного: Ходорковский вместе с партнерами купил "ЮКОС" за 300 миллионов долларов уже после того, как компания была приватизирована и имела долги на сумму 3000 миллионов. Вторая причина заключается в самом механизме действия российской политики. Гораздо легче дать толчок какому-то процессу, чем затем остановить его. В Испании это прекрасно понимают: там был подписан "пакт Монклоа" (в конце семидесятых годов - прим. пер.), необходимый для предотвращения гражданской войны и изменения складывавшейся тенденции.
- А Россия не смогла изменить этой тенденции? СССР ведь больше не существует.
- Но мы живем в обществе с управляемой демократией. Ходорковский и его коллеги подвергаются нападкам со стороны тех, кого устраивает управляемая демократия, но они не хотят, чтобы такая управляемая демократия существовала, если управляют ею не они.. И третья причина: личность самого Путина. Он не мог себе и представить, что станет президентом. Он чувствует себя неуверенно, а потому нервничает и боится.
- А не существует какой-либо другой, более простой причины, борьбы за власть, например - как об этом говорили представители либеральных политических сил?
- У Ходорковского нет намерений оказаться в Кремле. Он заявил, что отойдет от предпринимательской деятельности в 45 лет, то есть в июне 2008 года, уже после президентских выборов. Но, как бы то ни было, нет ни малейшего смысла в том, чтобы сажать за решетку потенциальных кандидатов за пять лет до начала избирательной кампании. Это не политическая борьба за власть: это открытый бандитизм, совершенно в духе Средневековья.
- Может ли сложившаяся ситуация стать началом пересмотра приватизаций прошлого десятилетия?
- "ЮКОС" - не первая ласточка. В недавнем докладе Генпрокуратуры говорится, что с начала этого года было открыто более 3000 предварительных следствий, связанных с процессом приватизации. Нельзя достоверно утверждать, что Владимир Путин в состоянии остановить идущий процесс.
- Не буду утверждать, что приватизация была незаконной, но она была проведена, как минимум, не легальным образом.
- Олигархическая экономика отнюдь не является тем идеалом, к которому надо стремиться, но это не вина предпринимателей. Когда говорится, что все их состояния была нажиты с помощью коррупции, любой здравомыслящий человек понимает, что коррумпированным в той ситуации был тот, кто брал взятки, а не тот, кто их давал. Вы можете мне назвать хоть одно уголовное дело, возбужденное против высокопоставленных чиновников того времени? Нет.
- В таком случае, необходимо открыть еще больше уголовных разбирательств?
- Я не сторонник возбуждения еще и других уголовных процессов, я сторонник амнистии. Если такой процесс действительно будет начат, первым должен быть не Ходорковский. Приватизациями в то время руководил Анатолий Чубайс - нынешний глава "Газпрома" и один из лидеров Союза Правых Сил. И сам Путин в то время был одним из руководителей мэрии Санкт-Петербурга. Может, он был не согласен с тем, какими методами проводилась приватизация? В таком случае, он очень хорошо сумел притвориться.