После дела "ЮКОСа" Москва налаживает привилегированные отношения с ЕС
Визит Владимира Путина в Рим, состоявшийся на прошлой неделе некоторое время спустя после ареста президента нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, может стать началом нового этапа отношений между Россией и западными странами.
Российский президент встретился с Романом Проди (Roman Prodi) и возглавляющим в этом семестре европейское правительство Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi). Подобный политический жест нельзя считать чисто символическим, потому как в отношениях между Россией и Европой замешано слишком много экономических интересов. Так британская компания ВР подписала в феврале этого года соглашение с российской ТНК, согласно которому в 2007 году произойдет слияние двух компаний, а инвестиции ВР в размере 7 миллиардов долларов можно считать крупнейшими за всю историю современной России.
Москва и Брюссель просто обречены на обязательное взаимопонимание. ЕС необходима российская нефть, и с каждым годом Европа будет ощущать все большую потребность в российском топливе. К 2020 году, на который намечено вхождение в состав ЕС стран восточной Европы, поставки нефти и газа из Росси будут составлять 80% всего потребляемого Европой топлива.
В то же самое время будущее России во многом зависит от экономики западных стран, потому картина внутреннего рынка выглядит достаточно слабой. Потребность самой Российской Федерации в топливе снизилась за последние 10 лет на 45%. И потому Москве необходим европейский рынок, который уже на сегодняшний день потребляет 37% всего экспортируемого Россией топлива.
В связи с открывающейся перспективой роста потребления нефти на мировом уровне, Россия будет вынуждена производить еще больше этого вида топлива. На настоящий момент в стране ежедневно добывается 7,7 миллионов баррелей, в то время как в 1986 году эта цифра равнялась 12,5 миллионов. Но достигнуть уровня прошлых лет без иностранных инвестиций будет крайне тяжело. В действительности из-за плачевного состояния собственной инфраструктуры возможности России к самостоятельному увеличению продукции сильно ограничены. Согласно некоторым подсчетам, для возврата на прежний уровень добычи нефти необходимо около 10 миллиардов долларов. "Появление крупных компаний на российском рынке, при условии соблюдения обязательных юридических условий, кажется неизбежным", - убежден Лоран Рюкер (Laurent Rucker) из лионского Института политических исследований.
В этой борьбе за российский рынок участвуют два основных соперника: компании американские и европейские. На данный момент "Exxon-Mobil" подтвердила свое желание приобрести часть акций (25% - 40%) компании "ЮКОС". Несмотря на то, что "ЮКОС" добывает 20% всей нефти производимой Россией, а запасы компании превосходят запасы Алжира и Индонезии вместе взятых, определенная часть аналитиков настроена скептично. По мнению специалистов из Deutsche Bank, наиболее подходящей для действия на российском рынке оказывается сдержанная стратегия британской ВР или итальянской "Eni", которые предпочли заключить с российскими компаниями "договоры о сотрудничестве". "Мы не советуем производить прямые покупки акций российских нефтяных компаний, в связи с существованием высокого экономического, коммерческого и политического риска". Наиболее серьезными считаются, конечно же, опасности политического характера. Разумеется, "Exxon" еще не вложила свои средства и может продолжать наблюдать за развитием событий. Но Путин мог бы назначить американцам испытательный срок. А, кроме того, он только что напомнил, что в деле "ЮКОСа" последнее слово остается за ним.