Андрей Коркунов гордится тем, что был один из последних людей, которые обменялись рукопожатием с Михаилом Ходорковским до ареста этого российского миллиардера. Коркунов, бывший армейский офицер, ставший бизнесменом, участвовал вместе с Ходорковским в работе экономической конференции в российском городе Нижний Новгород. После того, как они расстались, Коркунов вылетел домой в Москву, а Ходорковский на своем частном самолете отправился в сибирский город Новосибирск, в аэропорту которого вскоре и был арестован.
«Это был шок. Это было психологический шок для российского бизнеса. Мы все согласны с тем, что нет никаких оснований для того, чтобы посадить бизнесмена в тюрьму. Должно вестись расследование по поводу уклонения от уплаты налогов и других нарушений. Но помещать бизнесмена в тюрьму - это ошибка», - считает Коркунов, 41-летний основатель шоколадной компании «Коркунов», в штате которой 650 сотрудников.
Этот шок удар привел в замешательство и напугал многих российских деловых людей. Некоторые, в том числе и Коркунов, говорят, что арест Ходорковского и замораживание контролируемого им пакета акций «ЮКОСа» не скажется серьезно на их собственной предпринимательской деятельности. Однако среди бизнесменов есть немало и тех, кто опасается, что дело «ЮКОСа» может подорвать доверие к бизнесу и побудить чиновников среднего звена начать преследование местных деловых людей.
Предприниматели вспоминают, что когда три года назад Владимир Путин позволил следователям преследовать медиа-магната Владимира Гусинского, некоторые региональные губернаторы начали организовывать судебные атаки на владельцев местных телевизионных станций. Егор Гайдар, пионер российских экономических реформ и глава Института экономических проблем переходного периода, говорит: «Я не знаю, ограничится ли это дело Ходорковским и «ЮКОСом». Проблема состоит в том, что бизнес тоже не знает этого».
Лидеры делового мира стараются не высовываться. Лишь глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, известный своими откровенными высказываниями, проявил достаточную смелость, чтобы публично выступить с критикой в адрес Кремля. С решительным заявлением выступила также Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства. А другие олигархи продолжали сохранять молчание. Однако хотя бизнесмены говорят немного, они, тем не менее, внимательно анализируют ситуацию. Чубайс предупредил, что хотя акции протеста маловероятны, тем не менее «дело «ЮКОСа» может уменьшить поток инвестиций и вновь привести к бегству капиталов из страны.
На прошлой неделе Центробанк объявил, что во второй половине 2003 года из России, возможно, будет вывезено 13 млрд. долларов, в то время как в первом полугодии приток капитала в страну составил 4,6 млрд. долларов. Ввиду «дела «ЮКОСа» некоторые иностранные компании решили отложить реализацию проектов инвестиций. Так, к примеру, поступила французская группа по производству пищевых продуктов Danone, которая собиралась приобрести российскую компанию «Вимм-Билль-Данн». Другие иностранные инвесторы заявляют, что продолжат реализацию своих программ. В частности, такова позиция нефтяной компании Royal Dutch/Shell, которая осуществляет капиталовложения в новые месторождения на Сахалине.
Однако иностранные инвесторы, хотя и важны со стратегической точки зрения, тем не менее играют несущественную роль в российской экономике. Большая часть капиталовложений осуществляется внутренними инвесторами, включая крупные группы, управляемые олигархами, в том числе, «ЮКОС» и меньшие по масштабу компании, такие как «Коркунов». Находящиеся в собственности олигархов группы, которые доминируют в отраслях промышленности, связанных с природными ресурсами, вряд ли ответят на «дело ЮКОСа» резкими изменениями в своих инвестиционных планах. Дело в том, что они осуществляют крупные программы модернизации, которые нельзя быстро приостановить.
Однако владельцы средних и мелких компаний могут без проблем изменить курс. Кристоф Рюль, главный экономист Всемирного Банка по России, отмечает: «Реальное воздействие "ЮКОСа" на ситуацию можно определить по положению именно этих предпринимателей. Этот капитал чрезвычайно неустойчив. Эти люди имеют выбор: либо вложить деньги в экономику, либо держать их за границей. У мелкого бизнесмена из Хабаровска имеет банковский счет во Франкфурте».
Коркунов настойчиво утверждает, что будет осуществлять свой проект, предусматривающий инвестирование в новую фабрику 22 млн. долларов. Реализация проекта позволит увеличить объем продаж на этой фабрике с 60 млн. долларов в этом году до 140 млн. долларов в 2005 году. Но он признает, что другие бизнесмены могут придерживаться иной точки зрения. «Компании могут отложить планы по осуществлению инвестиций или же могут принять решение о продаже своих активов», - отмечает он.
Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Йоффе считает, что правительственная кампания против олигархов сулит определенные выгоды представителям среднего и малого бизнеса, которые зачастую не выдерживают конкуренцию с гигантами. Но он предупреждает, что любое улучшение ситуации в сфере усиления конкурентоспособности среднего и малого бизнеса может свестись на нет, если «дело ЮКОСа» развяжет руки чиновникам, действия которых станут более агрессивными.
Он добавляет, что инструкции чиновников уже «душат» предпринимателям. Для того, чтобы начать бизнес, необходимо до 200 различных разрешительных документов, на подготовку которых уходит от двух месяцев до двум лет. Когда же бизнесмен начинает, наконец, свою деятельность, в его фирму могут нагрянуть частые проверки по таким мелким вопросам, как, например, размер мусорных ведер. По словам Иоффе, бизнесмены вынуждены давать чиновникам взятки, чтобы остаться на плаву. Согласно опубликованному в прошлом году исследованию, совокупность выплачиваемых ежегодно в России взяток составляет 30 млрд. долларов.
Райнер Мюллер-Хенке, глава банка «КМВ», специализирующегося на оказании услуг для мелкого бизнеса, сомневается в том, что «дело ЮКОСа» окажет непосредственное воздействие на его клиентов. Но он признает, что власть чиновников в повседневной деловой жизни нельзя недооценивать. Играет роль не только то, что должностные лица делают, но также и то, чего, по мнению людей, от них можно ждать.
Мюллер-Хенке продолжает: «Бизнесмены боятся того, что правительство может сделать с ними, так как они всегда боялись правительства». С эти мнением согласен Александр Йоффе. «Суть вопроса состоит в том, что расследования, подобные тому, которое проводится сейчас в отношении «ЮКОСа», все время ведутся в отношении малых компаний. Именно поэтому в России так трудно успешно заниматься мелким бизнесом», - говорит Йоффе.