«Матросская Тишина», печально известная следственная тюрьма, продолжает удерживать своего самого видного обитателя. Михаил Ходорковский, ушедший в отставку с поста главы российского нефтяного концерна «ЮКОС», будет вынужден коротать время в своей камере еще, по меньшей мере, до 30-го декабря. Протест его защитников по поводу решения суда от 25-го октября был отклонен.
25-го октября сотрудники службы контрразведки почти штурмом взяли самолет во время промежуточной посадки в Новосибирске и доставили Ходорковского в Москву. Здесь Генеральная прокуратура собирается предъявлять ему обвинение в нарушении законодательства в семи случаях. Наиболее тяжким является обвинение в присвоении собственности в особо крупных размерах и в уклонении от уплаты налогов. Органы обвинения называют общую сумму нанесенного ущерба в размере одного миллиарда долларов США. Ходорковский с этими обвинениями не согласен.
Его адвокаты направили в Московский городской суд кассационную жалобу на решение районного суда о заключении их подопечного под стражу и предложили три варианта профилактических мер, которые не связаны с содержанием под стражей: письменное обязательство не покидать город, внесение выкупа или поручительство. Поручиться за Ходорковского уже выразили готовность такие политики, как Григорий Явлинский и Борис Немцов. Но суд предложение отклонил, Ходорковский останется под арестом почти до Нового года. Потом суд может снова продлить срок пребывания в следственной тюрьме. Таким образом, Кремль продолжает придерживаться своей жесткой линии, которая определяется, прежде всего, сотрудниками спецслужб, работающими в Администрации президента.
Впрочем, «силовикам», которым приписывали, будто после отставки Волошина с поста главы Администрации они тут же забрали в Кремле всю власть в свои руки, ничего пока не обломилось. Новый глава штаба Кремля, доверенное лицо Путина Дмитрий Медведев, при определении полномочий структур администрации в целом оставил в неприкосновенности соотношение сил, существовавшее при Волошине.
Вопреки ожиданиям не получили дополнительных полномочий, прежде всего, Игорь Сечин и Виктор Иванов, поддерживающие ястребов из числа сотрудников спецслужб и военных. Они еще дожидаются своего часа. Вместо этого, в первую очередь, были усилены и сделаны более эффективными позиции гражданской части Администрации. Наряду с главой Администрации важную роль играет, прежде всего, его первый заместитель Дмитрий Козак. На Козака, среди прочего, возложена ответственность за реформирование государственного аппарата и за связи с Генеральной прокуратурой. Там его, видимо, не особенно привечают, так как в ходе разработанной Козаком реформы судебной системы следственные органы были лишены своих чрезвычайно широких полномочий.
Наблюдатели связывают нынешнюю ориентацию на гражданскую часть окружения президента также с бурной реакцией за рубежом на историю с «ЮКОСом» и отставку Волошина. В этой ситуации Путин не стал выдвигать «силовиков» на передний план. Свидетельством такого курса явилось уже само назначение две недели назад Медведева. Как говорят, нынешняя структура и распределение обязанностей в Администрации носит, однако, временный характер.