12 ноября 2003 года. Не снизился ли энтузиазм американских бизнесменов к инвестициям в России после ареста одного из богатейших людей этой страны? Если коротко, то нет. Продолжают осуществляться крупные проекты в нефтяной и индустриальной сферах. А между тем прогнозы в отношении совместных предприятий остаются светлыми как для российских предпринимателей, которых финансируют американские фонды, так и для неустрашимых американцев, которые видят для себя возможности в меняющемся обществе.
Несмотря на недавнюю сумятицу, "мы организовали концерт Хулио Иглесиаса (Julio Iglesias), и билеты на него были распроданы", отмечает Лэрри Неймер (Larry Namer), лос-анжелесский телевизионный менеджер, который вместе с женой, Натальей Щербаковой, руководит антрепренерской фирмой "Comspan Communications Inc." в Санкт-Петербурге. Эта парочка - она является племянницей покойного советского лидера Леонида Брежнева - вот уже более десятка лет организует в России концерты и спортивные мероприятия. На их глазах рос российский бизнес. "Раньше за финансовой помощью можно было обратиться за только к банкам, - говорит г-н Неймер. - Но сегодня, как и повсюду в мире, наши шоу спонсируют автодилеры, нефтяные компании и многие местные бизнесмены".
Россия, возможно, все еще бедна, поскольку годовой объем производства продукции на душу населения составляет всего 1/16 соответствующего показателя для Соединенных Штатов. Однако в стране со 144-миллионным населением отмечается изобилие научно-технических талантов. И это обстоятельство привлекает таких американских бизнесменов, как Филип Майерс (Philip Myers), глава компании "Typhoon Software Inc.".
Эта зарегистрированная в городе Санта-Барбара компания наняла на работу в России 20 программистов и намерена расширяться. Совместно с двумя другими санта-барбарскими компаниями, "Anacapa Ventures" и "Interface Sciences", компания "Typhoon Software Inc." создала фонд "Российские нанотехнологии" с капиталом в 2 млн. долл. США. Целью фонда является коммерциализация российских фундаментальных исследований новой технологии молекулярных машин (моторов). Более того, г-н Майерс пытается поставить на американский рынок российское устройство для обнаружения взрывоопасных предметов, которое способно сканировать небольшие пакеты и ручную кладь в аэропортах.
Однако не только небольшие компании способствовали наращиванию в текущем году американских совокупных инвестиций в России до 5 млрд. долл., что составляет примерно четверть всех иностранных инвестиций в эту страну (19,6 млрд. долл.). "Ford Motor Co.", например, производит в Санкт-Петербурге автомобили. "Parsons Corp.", гигантский подрядчик из города Пасадена, осуществляет демилитаризацию советских ракет SS-20 (Условное обозначение НАТО, присвоенное одному из типов советских стратегических баллистических ракет - прим. пер.) и, кроме того, ведет инженерно-строительные работы в рамках стоящего 15 млрд. долл. проекта "Exxon Mobil Corp." по разведке нефтяных месторождений на о. Сахалин.
Со своей стороны, "ChevronTexaco Corp." и (английская) BP уже инвестировали большие суммы в ряд проектов нефтедобычи в России. А "ConocoPhillips" ведет переговоры о создании совместного предприятия с российской нефтяной компанией "Лукойл" для разработки месторождений в Заполярье.
Нефть - дело деликатное. Нынешние политические неприятности России проистекают из обвинений в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, которые были предъявлены главе крупнейшей в России нефтяной компании "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому. До ареста г-на Ходорковского "ЮКОС" вела переговоры о продаже части своих акций компании "Exxon Mobil" или "ChevronTexaco". Эта сделка могла бы дать г-ну Ходорковскому миллиарды наличными, чтобы финансировать его политические проекты.
Президент Владимир Путин действовал решительно: арестовав г-на Ходорковского, он тем самым послал сигнал, что Кремль, а не частный сектор является хозяином в стране.
Специалист по России из Гарвардского университета Маршалл Гольдман (Marshall Goldman) считает, что в основе данного столкновения лежит борьба между теми, кто хочет открытых экономических отношений с Западом, и славянофилами, которые не хотят, чтобы кто-то чужой владел российскими природными ресурсами. Однако при всем при том конфликт Путин-Ходорковский является не более чем фоновым шумом на земле России.
Не далее как во вторник швейцарский банк "Credit Suisse Group" объявил, что намерен открыть свой офис в Москве, чтобы оказывать содействие международным клиентам, желающим инвестировать в России.
"Имеются громадные возможности на уровне антрепренерства, - считает Джеффри Хиршберг (Jeffrey Hirschberg), адвокат из вашингтонской фирмы "Howrey Simon Arnold & White", являющийся директором Американо-российского инвестиционного фонда (U.S.-Russia Investment Fund), который за 10 лет вложил 300 млн. долл. в российские малые и средние компании. На очереди создание частного фонда с уставным капиталом 300 млн. долл. "Это, - говорит г-н Хиршберг, - указывает на то, что российская экономика вскоре достигнет новой зрелости".