10 ноября 2003 года. Является ли Россия более рискованным местом для деятельности нефтяной компании, чем Великобритания? Озабоченность в связи с потенциальной возможностью перераспределения доходов дает очевидный ответ на этот вопрос. Однако внезапное увеличение в прошлом году налога на добычу нефти в Северном море послужило напоминанием, что страновой риск существует даже в политически стабильных странах.
Если не принимать во внимание налоговые дела, Великобритания является третьим по привлекательности из 45 нефтедобывающих регионов мира. Россия в этом списке сползает на все более низкое место, поскольку сегодня пересматриваются прежде оптимистичные оценки в отношении главенства закона. Однако она все еще удерживается где-то в середине списка, занимая место значительно выше Саудовской Аравии и Кувейта, а также Нигерии.
Можно ли снизить страновой риск? Для этого нужно для начала иметь широкий географический портфель ресурсов. Распределенные ресурсы позволяют снизить уязвимость нефтедобычи от нестабильности в каком-то одном регионе, тогда как слияния позволяют компаниям диверсифицировать операции в пределах существующих районов нефтедобычи.
Но, по мере того как подходят к своему апогею зрелости нефтяные месторождения в странах Организации экономического сотрудничества и развития, основные мировые резервы нефти можно найти только в менее развитых странах. Страновой риск неизбежно становится все более важным фактором в момент, когда нефтяные компании устремляют свои взоры все дальше, чтобы восполнить свои истощенные запасы. Инвесторы не заглядывают так далеко, как нефтяные гиганты, но нынешние высокие цены на сырую нефть предлагают им комфорт, уравновешивающий риски. Если цены снова упадут, инвесторы, вполне возможно, тоже станут более осторожными в вопросе повышенного странового риска в портфеле нефтяной компании.