Арест главного владельца крупнейшей нефтяной компании России Михаила Ходорковского, богатейшего из семнадцати миллиардеров страны, по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов вновь привлек внимание американских средств массовой информации к России. Однако все ли нам рассказывают об этой истории?
Эта история преподносится нам следующим образом. Хотя Ходорковский, как и все другие крупные бизнесмены России, приобрел свою компанию (оцениваемую в настоящее время в 45 миллиардов долларов США) за смехотворную цену в результате темных махинаций в ходе приватизации в эпоху Ельцина, с тех пор он превратил ЮКОС в образец новой, капиталистической России - прозрачную, весьма прибыльную и даже склонную к благотворительности компанию. Компания внесла свой вклад в "экономическое возрождение" России, став потенциальным продавцом нефти Соединенным Штатам.
В отличие от других, менее "чистых" олигархов, узнаем мы из этой истории, Ходорковский преследуется президентом Владимиром Путиным главным образом потому, что он принимал активное участие в российской политике, финансируя оппозиционные партии, и даже задумывался о президентстве. Чтобы сокрушить Ходорковского и сделать из него пример для остальных, Путин опирается на кремлевскую группировку, основу которой составляют главным образом выходцы из КГБ. Эта группировка хочет прибрать себе богатства ЮКОСа. В итоге будет нанесен сильнейший удар по российской "развивающейся экономике" и демократии, замена "либеральных олигархов-рыночников" менее подготовленными и менее эффективными бизнесменами, не считая ослабления потока столь необходимых стране иностранных инвестиций.
Некоторые главы этой истории, основанной главным образом на словах близких к "либеральным олигархам" источников, вполне правдоподобны. А некоторые - нет. Закат демократии в России начался с того момента, когда Борис Ельцин сделал возможной олигархическую приватизацию, уничтожив в 1993 году законно избранный парламент. Кроме того, ни одна из сторон не заинтересована по-настоящему в ее возрождении. Олигархи являются активными монополистами, а не сторонниками рыночных реформ. Путин контролирует избирательный процесс настолько, что может получить такой законодательный орган, какой ему будет нужен. И ни один кандидат еврейского происхождения, каковым является Ходорковский и большинство других олигархов, не сможет выиграть президентские выборы в России. Однако, помимо всего прочего, СМИ практически ничего не говорят об истоках и контексте данной истории.
Приватизация - или "прихватизация", как ее часто называют в России, происходила не в условиях экономического или социального вакуума. Она сопровождалась наихудшей экономической депрессией современных дней и обеднением большинства россиян. В результате и была создана олигархическая экономическая система, существующая сейчас. В 2000 году олигархи эпохи Ельцина, осознавая, что россияне их ненавидят, и, понимая, что им не хватает настоящей легитимности, привели к власти Путина, чтобы он стал защитником сложившейся системы, ее создателей и участвующих в ней представителей деловых, политических, информационных и даже интеллектуальных кругов.
За делом Ходорковского стоят различные мотивы, но ни один из них не имел бы значения, если бы эта система смогла бы решить самые насущные российские проблемы. Все последние десять лет, даже несмотря на "экономический бум" - едва ли представляющий из себя нечто более, чем пузырь, надутый высокими мировыми ценами на нефть - промышленная, сельскохозяйственная и социальная инфраструктура задыхается и разрушается без инвестиций. Население страдает от бедности, болезней, преступности, повышенной смертности и беспризорности. В бескрайних регионах за пределами "развивающейся" Москвы постоянно слышны слова о том, что "Россия умирает". И действительно, население сокращается примерно на один миллион человек в год.
Эта человеческая трагедия практически не находит отображения в американских СМИ, редко говорящих о бедности и тяжелом положении большинства россиян. Даже если некоторые сообщения о кризисе России и преувеличены, единственным путем выхода из него является новый экономический курс, предусматривающий использование огромных прибылей олигархов для спасения и развития остальной части нации. Правда, сторонники этого плана не пришли еще к единому мнению относительно того, как его следует осуществлять. Кто-то предлагает провести деприватизацию и ввести государственное управление, другие выступают за перераспределение собственности между новыми владельцами, а некоторые предлагают обложить современных олигархов штрафными компенсационными налогами с последующей амнистией. Как бы то ни было, сегодня большая часть прибылей - миллиарды долларов, остающиеся после уплаты минимальных налогов и скромных инвестиций в созданный в советские времена энергетический сектор - не являются "прозрачными", они выводятся и прячутся за границей.
Хотя Ходорковский не заслуживает, чтобы его избрали единственным объектом применяемых к нему суровых мер, и даже может вызвать симпатии общественности, его арест дает понять, что сейчас ведется борьба за судьбу олигархической системы и, исходя из этого, за будущее постсоветской России. Путин уже уволил одного из двух самых высокопоставленных представителей олигархов ельцинской эпохи - главу администрации Александра Волошина. За ним может последовать премьер-министр Михаил Касьянов. Агенты олигархов наносят ответные удары, угрожая обнародовать компромат, в том числе и на самого Путина, и пытаются запугать народ слухами, что президент проведет также деприватизацию квартир, которые население получило в 1990-х годах.
Предвидеть исход разворачиваемой борьбы невозможно. Ее результатом может стать, по российской традиции перехода власти от одного лидера другому, глобальная деельцинизация постсоветской системы. Несомненно, также по российской традиции, новая система может быть гораздо хуже старой. Однако, судя по опросам общественного мнения, большинство россиян верит, что Путин решил наконец-то пойти против своих создателей и готовится стать "Владимиром-Спасителем".
Как бы то ни было, ход и исход этой борьбы должна определять Россия, а не Соединенные Штаты, которые и так уже слишком глубоко в нее вовлечены. Многие россияне помнят, как администрация Клинтона (Clinton) принимала участие в формировании олигархической системы, называя приватизационные сделки эпохи Ельцина "реформами". Они понимают, что сегодняшние олигархи стоят за благосклонной к ним проамериканской группой кремлевских политиков. Россияне также знают о личных отношения Ходорковского с американским Белым домом, выступающим в его защиту. Более того, арест Ходорковского и замораживание его акций могут быть обусловлены его намерениями продать большую часть ЮКОСа американскому нефтяному гиганту и вывести таким образом значительную часть национального богатства России из-под контроля государства.
Широко распространенное мнение о том, что Америка является главным сторонником ненавистной олигархической системы, не может пойти на пользу будущим американо-российским отношениям. Не пойдет оно на пользу и международной безопасности. Крупнейшая по территории и по запасам ядерного оружия страна никогда не будет по-настоящему стабильной, пока система, основанная на воровстве и бедности, не будет заменена системой, способной на реальное экономическое развитие и большую социальную справедливость.