Вы можете подумать, что арест самого богатого человека России и конфискация акций его компании стоимостью в 13 млрд. долларов окажет негативное воздействие на активность инвесторов в стране. Однако вы ошибаетесь. Когда президент России Владимир Путин посетил на прошлой неделе Рим, чтобы принять участие на саммите Евросоюза, компания Fiat воспользовалась случаем, чтобы подписать контракт с российским автомобильным дистрибьютором и объявить о своем намерении построить в России сборочный завод.
Олигарх Михаил Ходорковский, обвиненный в уклонении от налогов и других преступлениях, находится в московской тюрьме, где ожидает решения по своему делу. А его акции в «ЮКОСе» остаются замороженными. Однако руководство Fiat не испытывает какой-либо тревоги по этому поводу. Компания "изучает нынешний коммерческий проект в духе инициатив, которые предпринимались в прошлом», - заявил глава компании Умберто Агнелли.
Критики Путина считают, что арест Ходорковского тоже имеет привкус инициатив прошлых лет: произвольные аресты и усиление госконтроля над экономикой - все это уже применялось в советские времена. Ходорковский является последним в ряду арестованных или бежавших из страны олигархов, которые сколотили свои капиталы в ходе «дикой» приватизации 90-х годов. Некоторые склонны расценивать это уголовное преследование не как меру, направленную на оздоровление российского бизнеса, а как попытку Кремля лишить влияния олигархов и особенно Ходорковского, который финансировал антикремлевские партии и намекал на свое намерение начать политическую карьеру.
«Это капитализм со сталинским лицом, - считает лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. - Подобные вещи случились с тысячами предпринимателей по всей стране. Бизнес и власть в этой стране являются сиамскими близнецами. Когда эти близнецы вступают в конфликт, это заканчивается серьезными событиями, подобными этому».
С тех пор как он был избран президентом в 2000 году, Путин подавил независимые СМИ внутри страны, централизовал исполнительную ветвь власти, продолжал жестокую войну в Чечне и выступал с угрозами в адрес стран, находящихся к югу от России. «США не могут иметь нормальные отношения со страной, которая все больше начинает походить не на современное государство, а на советский и царский режимы», - заявил на минувшей неделе американский сенатор Джон Маккейн (John McCain).
Действительно ли Путин намерен повернуть часы истории вспять? Западные правительства и бизнесмены сдержаны в оценках. В Вашингтоне администрация Буша ограничилась лишь заявлением, в котором выражается беспокойство по поводу верховенства закона в России. В ходе совместной пресс-конференции в Риме премьер-министр Италии Сильвио Берлускони неистово защищал Путина, затем в шутку предложил стать адвокатом Путина, хотя другие лидеры Евросоюза позже отмежевались от высказываний Берлускони. Представитель главы Еврокомиссии по прессе заявил, что Романо Проди выразил Путину свою обеспокоенность относительно гарантий по защите иностранных инвестиций в России. К тому времени Путин уже направлялся в Париж для сердечного визита к президенту Франции Жаку Шираку.
Тем временем западные инвесторы действуют как ни в чем не бывало. Помимо компании Fiat, другая крупная европейская компания объявила на минувшей неделе о сделке, заключенной с российской стороной. Германский Deutsche Bank сообщил, что приобрел 40% акций московского инвестиционного банка United Financial Group. Deutsche Bank надеется, что эта сделка стоимостью в 70 млн. долларов превратит его в ведущего игрока на российском фондовом рынке, который после ареста Ходорковского оказался в нестабильном положении. «Мы рассматриваем сделку как обязательство работать в стране с хорошими долгосрочными перспективами», - заявил представитель банка.
Руководители «ЮКОСа» гораздо менее уверены в своей собственной судьбе. На прошлой неделе около 60 служащих компании, которые в течение трех минувших месяцев подали заявки на получение паспортов, неожиданно получили извещения о том, что их заявления переданы в российские спецслужбы. Это означало, что паспорта им будут выданы с опозданием. Многие менеджеры компании подозревают, что их телефоны прослушиваются и за ними осуществляется слежка, как в худшие времена советского периода. «Они собираются уничтожать компанию», - заявил представитель руководства компании в интервью еженедельнику The Time.
Находящийся в тюремной камере Ходорковский ушел в отставку с поста руководителя «ЮКОСа», чтобы защитить компанию от дальнейших нападок. Его преемником стал 56-летний Семен Кукес, американский гражданин российского происхождения, имеющий большой опыт работы в нефтедобывающей промышленности. Но «ЮКОС» остается уязвимым, потому что компания рискует не выполнить свои обязательства, вытекающие из лицензионных договоренностей по разработке и добыче нефти.
По словам источников, знакомых с подписанными контрактами, эти документы составлялись в середине 90-х годов, российские власти использовали критерии советского периода, предусмотрев даже число скважин, которые надо бурить. Но «ЮКОС» использовал западные нефтяные технологии, которые сделали процесс гораздо более эффективным. В результате, по словам тех же источников, «ЮКОС» добыл из меньшего количества скважин гораздо большее количество нефти, чем предусматривалось по плану. Опасение внутри «ЮКОСа» связано с тем, что существование компании может оказаться под угрозой, если правительство отзовет лицензии на нефтедобычу, а именно с такой угрозой выступил на прошлой неделе министр природных ресурсов России Виталий Артюхов.
И хотя лидерство «ЮКОСа» в нефтедобывающей промышленности создало у Путина и его окружения страстное желание получить контроль над компанией, тем не менее, как считают некоторые аналитики, Кремль постарается избежать непосредственных шагов по ликвидации компании. Путин делает многозначительные заявления. На заданный ему в Риме вопрос о возможном аннулировании лицензии Путин ответил так: «Я надеюсь, что правительство воздержится от таких шагов. Государство, конечно, не хочет уничтожения компании». Однако министерство природных ресурсов продолжает изучать лицензии.
Некоторые западные деловые аналитики выступают в защиту Путина. «Легко выступать с нападками на Путина», - говорит Джейми Ричард (Jamie Richard), глава нью-йоркского инвестиционного фонда Firebird, который владеет в России, Восточной Европе и Центральной Азии акциями общей стоимостью в 500 млн. долларов. По его словам, критики Путина пытаются не замечать его достижений, среди которых - резкое снижение объема российской задолженности, профицит бюджета, стабильность рубля, растущие резервы Центробанка, иностранные инвестиции, стабильность фондового рынка и низкие корпоративные налоги. «Если бы кто-нибудь из нас за уклонение от налогов и мошенничество оказался бы в американской тюрьме, власти США тоже заморозили бы наши акции», - считает Джейми Ричард.
Другие аналитики ситуацию обрисовывают ситуацию в намного более темных тонах. В тот момент, когда Deutsche Bank объявлял о своей сделке, Елена Боннэр, вдова диссидента советского периода Андрея Сахарова, обратилась в Amnesty International с просьбой считать Ходорковского узником совести. Тем временем Ходорковский продолжает борьбу. Один из его адвокатов Антона Дрель готовится выступить с детальным опровержением прокурорских обвинений, в то время как другой адвокат собирается добиться рассмотрения дела Ходорковского на уровне ООН.
Между тем появляются новые версии ареста Ходорковского. По словам высокопоставленного чиновника в правительстве, Путин спешно распорядился об аресте олигарха после того сообщения о том, что Ходорковский направился в Эвенкию, чтобы добиться своего избрания от этой республики в качестве сенатора в Совет Федерации России. Такое назначение позволило бы Ходорковскому получить иммунитет от судебного преследования и дало бы «зеленый свет» на его вступление в политическую борьбу. Депутат Госдумы Алексей Митрофанов согласен с ним.
Однако представитель «ЮКОСа» категорически отверг эту версию, заявив, что Ходорковский просто отправился в Иркутск, чтобы побывать на нефтяных месторождениях, а также посетить местные отделения своей благотворительной организации «Открытая Россия». Через два дня после ареста Ходорковского один из ведущих акционеров «ЮКОСа» Василий Шахновский был заочно избран в Совет Федерации от Республики Эвенкия. Однако на прошлой неделе сибирский суд официально аннулировал назначение Шахновского в Совет Федерации, обвинив его в уклонении от налогов. Шахновский отвергает обвинение.
Подобные сценарии заставляют многих аналитиков в России и за рубежом полагать, что власти, возможно, готовятся к более решительному наступлению на бизнес-элиту. «То, что сейчас происходит - это только начало крутого поворота, - заявил еженедельнику The Time ветеран российских спецслужб. - Нет никакого сомнения в том, что наступает диктатура». По словам высокопоставленного чиновника российского правительства, следующие шаги властей включают дальнейшее усиление контроля Кремля над Госдумой, усиление полномочий спецслужб и правоохранительных органов, а также ограничение гражданских прав и свобод.
В минувшую пятницу вооруженные люди в камуфляже совершили налет на московский штаб «Открытого общества», благотворительной организации, управляемой американским финансистом Джорджем Соросом. Налет стал составной частью тяжбы по вопросу о праве собственности на здание. «Вам нужно понять, что Путин является статистом, который чувствует, что Бог возложил на него миссию спасения России от распада», - говорит высокопоставленный чиновник российского правительства.
В течение нескольких дней после ареста Ходорковского политические противники Путина надеялись, что кризис позволит объединить оппозицию, но этого не случилось. В минувшую пятницу в стране отмечалась 86-я годовщина большевистского переворота. В тот день около 900 сторонников партии «Яблоко» собрались на Пушкинской площади с плакатами, требующими освобождения Ходорковского. Однако провалилась попытка провести совместную акцию с другой ведущей оппозиционной партией - «Союз правых сил». Обе партии финансировались Ходорковским. Тем временем в другой демонстрации, организованной коммунистами, участвовало около 10 тысяч человек. В ходе акции люди из толпы поднялись на вершину здания Госдумы и заменили российское трехцветное знамя на флаг с изображением серпа и молота.
Несмотря на вражду, некоторые аналитики полагают, что кризис вокруг «ЮКОСа» ускорит процесс консолидации оппозиции, хотя это, скорее всего, произойдет уже после выборов в Госдуму, которые состоятся 7 декабря. «Дело Ходорковского» создало нишу для серьезного претендента, - отмечает высокопоставленный российский чиновник. - Он подготовил почву для появления нового политика. Если такой политик выдвинется, то по реакции Путина мы сможем судить о том, каким будет будущее демократии в России».