Президент Путин борется с олигархами, самыми богатыми людьми России. Босс «ЮКОСа» Ходорковский сидит в тюрьме, он не первый и будет не последним. У миллиардеров есть разногласия, их не любит народ, поэтому почти никто не протестует. Путин тем временем укрепляет государство, спецслужбы, а, тем самым, и свои собственные позиции.
Это было судебное заседание, не принесшее никаких неожиданностей. Когда Московский городской суд решал, следует ли освобождать под залог арестованного по обвинению в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве миллиардера Михаила Ходорковского, судья, как обычно, пошел навстречу представителю Генеральной прокуратуры и в освобождении отказал. Однако заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников вчера добавил: «В оптимальном случае» следствие может быть завершено уже через два месяца. Однако если оно окажется чересчур накладным, то пребывание Ходорковского в следственной тюрьме может растянуться на один или два года. В случае вынесения приговора магнату грозит заключение сроком на десять лет. «К сожалению, больше дать мы не можем», - добавил представитель обвинения.
На какую-либо значимую поддержку со стороны других богатых людей арестованный нефтяной магнат вряд ли может рассчитывать. Остальные так называемые олигархи вдруг ударились в красноречивое молчание или же даже одобряют действия органов юстиции. Владимир Потанин, например, глава холдинга «Интеррос», состояние которого оценивается в два миллиарда долларов США. 28-го июня на предвыборном съезде партии Кремля «Единая Россия» Потанин пообещал покаяться за «старые грехи» и попросил помощи для предпринимателей: «Помогите нам - и мы вместе возьмемся за задачи, которые ставит перед нами президент!» После ареста Ходорковского Потанин одобрил действия прокуратуры и даже сказал, что не хотел бы «критиковать Ходорковского из чисто человеческих соображений».
О какой-то серьезной солидарности со стороны других олигархов говорить не приходилось уже тогда, когда Кремль после избрания Владимира Путина президентом заставил разделаться с независимым телеканалом НТВ Владимира Гусинского, а затем и с телеканалом, заменившим его. «Когда были разгромлены НТВ и ТВ-6, у меня еще были какие-то иллюзии, - рассказывает сегодня Дмитрий Зимин, который, будучи основателем компании по оказанию услуг мобильной связи «Вымпелком», и сам является очень богатым человеком. - Эх, ну как я не мог понять, что речь шла не о Гусинском, а о методах, которыми действует власть». В этом единственном в своем роде откровенном признании Зимин остался одиноким. Никто из олигархов не желает становится следующим объектом для гнева Кремля. «Нет сомнений, что Кремль возьмется и за других олигархов. Вопрос заключается лишь в том, за кого и когда», - говорит политолог Дмитрий Орлов из Центра политических технологий.
Кандидатов много: Роман Абрамович, например, 37-летний нефтяной и алюминиевый магнат, уже продал большую часть своей империи, стоящей восемь миллиардов долларов США и, возможно, готовиться к эмиграции в Лондон. Так миллиардер приобрел в июле футбольный клуб «Челси». Наряду с алюминиевым миллиардером Олегом Дерипаской объектом для атаки могли бы стать также нефтяной миллиардер Вагит Алекперов и Виктор Вексельберг или Михаил Фридман из компании «Альфа-Групп». Олигархи, которых не любит большинство россиян, являются в глазах власть предержащих, озабоченных погоней за голосами избирателей, выгодной целью.
В ходе опроса, проведенного 17-го июля Фондом «Общественное мнение», только восемь процентов опрошенных сказали, что деятельность олигархов идет во благо России. Продолжение действий, направленных против других олигархов, могли бы принести партии Кремля «Единая Россия» дополнительные голоса на выборах 7-го декабря. Например, голос Ольги Приоровой. «Нужно поступать со всеми этими олигархами так, как с Ходорковским», - считает 64-летняя москвичка. Или голос Светланы Зайцевой: «Ходорковский - преступник. И других, платящих небольшие налоги, тоже нужно сразу же сажать в тюрьму».
Политолог Дмитрий Орлов считает, что Кремль сделает паузу. «Путин понимает, что инвестиционный климат будет испорчен окончательно, если отправит в тюрьму очередного олигарха. Он будет, по крайней мере, несколько месяцев выжидать». Коллега Орлова Владимир Прибыловский в этом не совсем уверен. Прежде всего, по той причине, что Путин, спустя два дня после ареста Ходорковского, потребовал предложений относительно создания нового антикоррупционного органа - и уже получил такое предложение в прошедший понедельник. «В России уже не раз призывали «к борьбе с коррупцией». Но речь никогда не шла о коррупции, она шла о политических целях», - считает Прибыловский.
Когда в конце мая Марк Урнов узнал о том, что Совет национальной стратегии подготовил новый доклад, ученый-экономист был поражен. Ведь Урнов являлся членом этого Совета, в который входят авторитетные люди. Однако новый доклад под названием «Государство и олигархи» Урнов, как и многие из его коллег по Совету так никогда и не увидел, не говоря уже о том, чтобы этот документ представили ему для согласования.
Прочитав, у Урнова, экономиста либерального толка, волосы поднялись дыбом. Ведущие представители экономики России, говорилось в докладе, хотят, якобы, ограничить полномочия президента и преобразовать Российскую Федерацию из президентской в президентско-парламентскую республику». И далее: « В качестве главного идеолога такой трансформации выступает глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский, которого поддерживают ключевые фигуры из числа олигархов (Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Михаил Фридман).Фактически мы можем говорить о перспективе создания в России олигархического государства», - продолжал автор доклада - и рекомендовал: «Национальная задача состоит в том, чтобы лишить олигархов неоправданного влияния на развитие страны» и «уничтожить их, как Наполеон Венецианскую республику».
Урнов забеспокоился - и справедливо. «В тот же вечер председатель Совета Иосиф Дискин, выступая по телевидению, выдал все наиболее скандальные пассажи за мнение всего Совета. Тут стало понятно, что готовится масштабная кампания», - говорит Урнов. Месяц спустя, следственные органы арестовали первого менеджера «ЮКОСа». Урнов в знак протеста вышел из состава Совета. «Доклад был частью грязной PR-кампанией радикально настроенных петербуржцев - тех членов кремлевской группировки, которые добиваются государственного контроля над всеми ключевыми отраслями экономики», - говорит Урнов сегодня. Станислав Белковский, генеральный директор Совета национальной безопасности и автор скандального доклада, считается доверенным человеком ветеранов КГБ Игоря Сечина и Виктора Иванова. Оба являются заместителями главы Администрации Кремля и старыми знакомыми президента Путина по совместной работе в петербургском КГБ. Сечин заведует канцелярией Путина, Иванов является главой управления кадров Кремля. Кроме того, он, как говорят, в последние годы собрал компрометирующие документы на олигархов. Экономическая газета «Ведомости» еще в июле писала, что Сечин и Иванов организовывали историю с ЮКОСом по приказанию Путина.
Отставные и действующие сотрудники спецслужб, военные и милиционеры, так называемые силовики, добиваются усиления своего влияния и влияния государства на экономику России не с той минуты, когда начался скандал вокруг «ЮКОСа». Шеф спецслужбы Николай Патрушев выступил 4-го июля за то, чтобы вопросы приватизации предприятий были тоже переданы спецслужбе. При этом офицеры ФСБ с некоторых пор уже сидят в Министерстве приватизации. Один из офицеров ФСБ является к тому же заместителем министра экономического развития России.
Силовики вряд ли будут удовлетворены арестом одного Ходорковского. Всего спустя пять дней после ареста Ходорковского, Станислав Белковский, автор скандального доклада об олигархах, сказал корреспонденту бульварной газеты «Комсомольская правда», мол, олигархам сегодня «в России принадлежит в значительной мере политическая власть», и у этих парней, у которых нет отечества и которые «продают акции компаний транснациональным корпорациям», эту власть надо отобрать - с помощью президента.
С той поры, как российская прокуратура арестовала нефтяного магната Михаила Ходорковского, встает принципиальный вопрос: не стоит ли Россия на пороге нового краха? На первый взгляд, дела у страны идут несравненно лучше, чем раньше. В 1999 году валютные резервы Центрального банка составляли всего восемь миллиардов долларов США. Сегодня они - 64,9 миллиарда долларов.
В тот период правительство тратило десятую часть государственного бюджета на обслуживание долгов - сегодня только пять процентов. Рубль стабилен. В последние годы ежегодный рост экономики составлял в среднем пять процентов. За первые девять месяцев 2003 года курс акций на фондовом рынке вырос на 50 процентов.
И все же до сих пор некоторые эксперты считают, что Россия испила свою чашу не до конца, а лишь наполовину. В их числе - Алексей Новиков из московского бюро Агентства "Standard & Poors". Агентство, специализирующееся на анализе ситуации на финансовом рынке, не советует делать инвестиции. Согласно Новикову, - из-за «рисков фундаментального характера», таких, как однобокость экономики, которая живет, прежде всего, на нефти и газе. Или по причине нереформированности банковского сектора. Или же из-за того, что отложено проведение реформы административных органов. Или из-за слабой юстиции. При этом Россия не в состоянии профинансировать необходимые преобразования самостоятельно. Согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, инфраструктура страны изношена полностью на четыре пятых. В начале ноября Международное энергетическое агентство обнародовало оценку, согласно которой, только для энергетической отрасли необходимы инвестиции в размере триллиона долларов США.
Для инвесторов не играет никакой роли, является ли Россия авторитарной или демократической страной, говорит Наталья Орлова из московского «Альфа-банка». «Иностранные компании инвестировали свои деньги и в Чили при Пиночете (Pinochet), и в Испании в период диктатуры Франко (Franco), имея гарантии руководства государства». Не случайно Путин после ареста Ходорковского пообещал представителям 16 ведущих инвестиционных банков, что их инвестиции будут в безопасности. Впрочем, то, что всего за несколько часов до этого был наложен арест на пакет акций «ЮКОСа», и курс акций этого концерна упал, показало всю относительность этого обещания. Порядка 15 процентов акций «ЮКОСа» находятся в руках иностранцев: по существующим оценкам, 450 миллионов из 2,7 миллиардов акций. Иностранцы на сегодняшний день потеряли в связи с падением курса акций из-за ареста Ходорковского два миллиарда долларов США.
Уровень доверия россиян к своему государству еще ниже. Только в этом году впервые, начиная с 1994 года, в Россию пришло больше капитала, чем его ушло за рубеж: в период с апреля по июнь - 2,7 миллиарда долларов США. Однако с того момента, как Генеральная прокуратура произвела первые аресты людей «ЮКОСа», капитал снова побежал: с июля по октябрь за рубеж ушло 8,4 миллиарда долларов США.