Автор этих строк чувствует себя почти как военнообязанный, которого бесцеремонно призвали на военные сборы в качестве специалиста, к услугам которого давненько не обращались. Со времен эпохи горбачевской гласности кремлинология как наука практически прекратила свое существование. Правда, она была востребована в последние месяцы существования умирающего Советского Союза, когда надо было предвидеть неизбежный государственный переворот против президента Горбачева.
Затем нужда в кремлинологии отпала, так как в Москве был открыт доступ к огромному потоку информации, иногда даже в большей мере, чем на Западе. Оставалось только собирать нужные данные, тем более что российские чиновники, стремясь улучшить свой имидж, сами начали искать повод, чтобы сделать то или иное заявление. Однако ситуация кардинально изменилась после того, как началось «дело Ходорковского», так как эта история неожиданно возвращает нас в период советского классицизма. Развитие событий в «деле Ходорковского» позволяет говорить о некоей глубокой тайне. Еще недавно Ходорковский и Путин легко находили общий язык, а Кремль определял стратегическое направление российской нефтяной индустрии, советуясь с патронами энергетического сектора страны.
Сейчас много говорят о том, что "дело "ЮКОСа" свидетельствует о движении России к автократии. Однако, как ни странно, президент этой страны, похоже, оказался в более затруднительном положении, чем глава исполнительной власти любой западной страны. В разгар кризиса ушел в отставку глава администрации Кремля Александр Волошин. Причем нужно уточнить, что Путин не увольнял Волошина. Тот сам решил уйти, громко хлопнув дверью.
В то же время премьер-министр страны Михаил Касьянов, второй человек в государстве, позволяет себе спокойно критиковать решения президента страны, а тот даже не осмеливается отправить его в отставку. Операция против компании «ЮКОССибнефть» велась до сих пор дилетантскими методами. Власти, конфисковавшие акции Ходорковского, не смогли помешать избранию на пост главы «ЮКОСа» - четвертой крупнейшей в мире нефтяной компании - американского гражданина Семена Кукеса, который поддерживает тесные связи с американскими компаниями Exxon/Mobil и Chevron/Texaco.
Судя по всему, российское правительство, стремясь усилить мощь энергетического сектора, поддерживает идею участия ведущих западных нефтяных компаний в освоении нефтегазовых ресурсов страны. Не изменилась также стратегия, которая в течение трех минувших лет состояла в том, чтобы увеличить поставки российской нефти на западные рынки, даже если это приведет к усилению напряженности в отношениях с ОПЕК. В разгар кризиса вокруг «ЮКОСа» Россия достигла с Токио договоренности о поставках в Японию сибирской нефти, которая будет транспортироваться через проходящий по дну моря нефтепровод и новый терминал в Находке.
Однако пока ничто не указывает на изменение курса российской энергетической политики. Прежде всего, в России нет кризиса, ни экономического, ни политического. Скорее, наоборот: экспорт нефти, который выводит Россию на второе место среди мировых держав после Саудовской Аравии, стимулировал ежегодный рост экономики в пределах 7%.
Декабрьские выборы в Госдуму, вслед за которыми состоятся президентские выборы, не кажутся серьезным препятствием для Путина, несмотря на неоспоримое увеличение рейтинга Компартии, которую сейчас финансирует сам Ходорковский. Одним словом, Россия в стабильном положении, Путину ничто не угрожает, а финансирование оппозиционных партий олигархами ему даже выгодно.
Некоторые считают, что, инициировав атаку на Ходорковского, Путин пошел на поводу у сторонников антисемитизма. Однако это утверждение вряд ли верно. Интересы сотрудничества с Израилем в сфере безопасности важны для Путина, тем более, что «Моссад» принимал участие в подготовке спецоперации по спасению заложников в Театральном центре на Дубровке. Это сотрудничество между двумя странами продолжается: по чеченской проблеме и по предотвращению угрозы со стороны «Аль-Каиды».
Корни кризиса вокруг "ЮКОСа" можно искать и в скрытом соперничестве этой компании с созвездием "Газпром"-"Лукойл", которому власти хотели обеспечить приоритетную роль. Потенциальный рост могущества «ЮКОСа», усилившийся за счет «Сибнефти», грозил нарушить паритет в энергетической сфере. Патроны «Газпрома» и «Лукойла» Алексей Миллер и Вагит Алекперов сопротивлялись слиянию «ЮКОСа» с «Сибнефтью».
"Газпром" и "Лукойл" являются союзниками государственной компании «Роснефть», которая поддерживает тесные связи с Кремлем и которую курирует главный советник по внутренней политике президента России Игорь Сечин. В марте, в ходе совещания в Кремле с участием олигархов, Ходорковский обвинил руководителей «Роснефти» в коррупции. Тем самым он перешел красную линию, чего Путин допустить не мог. Через несколько дней после этого совещания близкий к Сечину кремлевский политтехнолог Станислав Белковский направляет Путину доклад, в котором призывает "покончить" с олигархами, подобно тому, как в свое время Наполеон Бонапарт (идол Белковского) расправился с Республикой Венеция».
Тем не менее, президент колебался до начала осени. И сторонники либерализации страны теперь заявляют, что не могут молчаливо смотреть на ползучий государственный переворот. Ходорковский, несмотря на угрозы в адрес своей семьи и настоятельные призывы покинуть территорию страны, все же решил на время оказаться в знаменитой тюрьме "Матросская Тишина", в которой в свое время перед отправкой в Гулаг сидел Мандельштам.
Пока неизвестно, по какому пути пойдет Путин. Повторит ли он политику Сталина по собиранию русских земель, или же его правление будет похоже на царствование императора Павла Первого, (тоже уроженца Петербурга), трагически завершившееся из-за того, что он чересчур заигрывал с Наполеоном Бонапартом и необдуманно захотел вырваться из союза с англо-саксонами.
* Александр Адлер - известный французский историк и публицист, долгие годы являлся автором редакторской колонки "Блокнот Александра Адлера" в еженедельнике Courrier International ("Международный вестник"), его статьи публикуются в ведущих ежедневных СМИ Франции, в том числе в Le Monde и Le Figaro.