На протяжении нескольких последних недель различные представители администрации Буша (Bush) видели свою основную задачу в опровержении журналистской информации о положении в Ираке. Обстановка в стране, обобщали они, в целом нормализована, а негативные эпизоды - исключение. Произошедший вчера теракт, стоивший жизни нескольким десяткам человек, среди которых пятнадцать военных и двое гражданских лиц - подданных Италии - подчеркивает, в свою очередь, всю опасность обстановки в этой стране. Послевоенный период в Ираке стал продолжением войны, ведущийся другими методами.
И это не единственное доказательство того, что Ирак превращается в западню. Назначенный американским правительством администратор Ирака Бремер (Paul Bremer) был вынужден срочно позвонить в Вашингтон для того, чтобы обсудить возможность изменения стратегии. Это еще одно доказательство того, что положение в Ираке складывается не настолько благополучно, как это хотят показать официальные источники. Обычно, когда официальная версия расходится с журналистской, в коридорах власти подобная ситуация трактуется следующим образом: дурная новость дает удовлетворение несущему ее посланнику. Вполне очевидно, что данный случай не из таких. Ирак превратился в проблему, затрагивающую всех, а не только иракцев и членов коалиции, поддерживающих действия американских военных. Поражение на иракской территории обернется поражением глобальным, своего рода инъекцией нестабильности, сделанной и без того взрывоопасному ближневосточному региону.
А потому плохие новости необходимо принимать, чтобы иметь возможность их проанализировать и таким образом избежать повторения ошибок. А вовсе не для того, чтобы постоянно повторять их, особенно, если учесть, что в роли посланника выступает не только международная пресса, но и информационные агентства самого американского правительства. В одном из просочившихся на этой неделе на страницы прессы докладов ЦРУ говорится, что иракские повстанцы получают все больше поддержки со стороны населения, а потому, если не изменить стратегию, все усилия по восстановлению страны могут обернутся неудачей.
Таким образом оказывается, что Вашингтон стоит перед двумя вариантами возможного развития событий: ускорение передачи власти в руки иракцев, хотя, похоже, новые руководители еще не совсем готовы взять правление в свои руки; либо примитивное наращивание американского военного присутствия в стране. Если администрация Буша сделает ставку на второй вариант, ей стоит понять, что сила слабейшего - как это показывает палестино-израильский конфликт - в готовности к самопожертвованию, слабость же сильнейшего коренится в несоразмерном использовании своего могущества.