Москва, 13 ноября 2003 года. Главный спонсор реформистской партии "Яблоко" находится в тюрьме, и за какие-то недели до парламентских выборов в России от него перестали поступать деньги. Прокуроры совершили налет на офис этой партии, ведающий отношениями с общественностью, конфисковав компьютеры, в которых были планы их избирательной кампании.
Но партия "Яблоко" столкнулась с куда более серьезной проблемой: разочарование широких слоев избирателей в демократическом движении, которое она когда-то возглавляла. Идя на выборы 7 декабря, эта партия в опросах общественного мнения набирает около 5% голосов, как и Союз правых сил (СПС), единственная другая партия, выступающая за рыночную экономику и демократию. Если эти партии не сумеют переступить 5-процентный порог, они не будут официально представлены в нижней палате парламента следующего состава.
Такой исход, по мнению аналитиков, фактически означал бы исчезновение демократов как значимой силы в российской политике. В парламенте стали бы доминировать проправительственная партия, которая проводит свою избирательную кампанию под единственным лозунгом поддержки президента Владимира Путина, и Коммунистическая партия, которая охвачена ностальгией по Советскому Союзу.
"Нас, несомненно, постигнет очередная крупная неудача, если СПС и 'Яблоко' не сумеют пройти в парламент. Фактически, это - единственная драма нынешних выборов, - сказал Майкл Макфол (Michael McFaul), профессор Стэнфордского университета, который много пишет о российских выборах. - В глубине души обе эти партии напуганы насмерть".
Сергей Иваненко, возглавляющий избирательную кампанию партии "Яблоко", признает свою глубокую озабоченность. "Ситуация в стране, - сказал он, - неблагоприятна для либерально-демократических партий".
Кризис этих партий отражает более широкие проблемы демократии при Путине, который закрыл или взял под свой контроль независимые телевизионные сети страны, вновь централизовал власть в Москве и наделяет все более широкими полномочиями ветеранов Комитета государственной безопасности (КГБ), к числу которых принадлежит и он сам. Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский называет путинскую систему "капитализмом со сталинистским лицом", но все меньше и меньше россиян прислушиваются к Явлинскому.
Эти две партии, вместо того чтобы действовать совместно в момент, когда обе заявляют, что российской демократии грозит более серьезная опасность, чем когда-либо за весь 12-летний период после распада Советского Союза, соперничают между собой. На этой неделе партия "Яблоко" в очередной раз отвергла предложение СПС об объединении. "Вся демократически мыслящая часть общества требует, чтобы мы прекратили воевать друг с другом, - сказала Ирина Хакамада, один из лидеров СПС. - Сейчас нужно тушить пожар, а не выяснять, кто плох, а кто хорош".
Коллективная утрата этими партиями влияния в обществе является частью более широкой истории о неудаче попыток демократических институтов, включая подлинные политические партии, укорениться в постсоветской России. На предстоящих в следующем месяце выборах будут соперничать 23 партии, но, по мнению экспертов, только Коммунистическая партия является подлинной общенациональной политической партией и имеет реальных сторонников в народе.
Пропутинская партия "Единая Россия", созданная кремлевскими стратегами 4 года назад, в опросах общественного мнения лидирует с небольшим отрывом от коммунистов, но во многих регионах ее локальные организации крайне малочисленны. Ее лидеры отказываются проводить теледебаты с другими партиями, не предлагают никакой иной платформы, кроме как поддержка президента, и как "партия власти" призывают избирателей отдать им голоса, исходя из предположения о неизбежности своей победы.
Значительную часть голосов, говорят исследователи общественного мнения, "Единая Россия" получит за счет избирателей, которые были настроены голосовать за демократов, но разочаровались в двух демократических партиях, устав от их постоянной вражды или просто начав скептически относиться к их способности добиваться необходимых реформ. Независимый исследователь общественного мнения Борис Дубин называет таких избирателей "разочарованными либералами".
Однако закат демократов также служит мерилом разочарования россиян капиталистическими экспериментами последнего десятилетия, с которыми россияне связывают эти две партии. По мнению многих исследователей общественного мнения и аналитиков политических проблем, в лучшем случае треть всех избирателей в стране разделяет то видение либеральной демократии, которое пропагандируют партия "Яблоко" и СПС. Большинство же это видение отвергает, предпочитая более авторитарное правление вроде того, какое выстраивает Путин.
"Эти две партии можно сравнить с левоцентристскими и правоцентристскими партиями в Центральной Европе, - говорит Алексей Макаркин, аналитик Центра политических технологий. - Но там эти партии в совокупности имеют поддержку 70-80% электората, тогда как здесь они вместе набирают не более 10-12% голосов. Это свидетельствует, насколько низка поддержка демократов в России. Все эти разговоры об объединении продиктованы их слабостью".
Так было не всегда. Десятилетие назад Явлинский основал движение "Яблоко", которое он намеревался использовать как средство сделать молодого экономиста президентом страны, при поддержке коалиции бывших диссидентов, либеральных интеллектуалов и прочих активистов, которые помогали подталкивать к краху советскую систему.
В последние годы партия "Яблоко" лишилась многих сторонников, в то время как ее соперник СПС, заявляющий, что сегодня у него больше сторонников и больше региональных партийных организаций, числит в своем партийном списке кандидатов на парламентские выборы 228 человек, в сравнении со 141 кандидатом от партии "Яблоко".
На последних парламентских выборах 4 года назад партия "Яблоко" набрала 5,93% голосов, тогда как СПС, который опирался на более молодых избирателей, больше заинтересованных в рыночных, нежели в политических свободах, получил 8,6% голосов.
По оценкам аналитиков, обе эти партии пользуются поддержкой избирателей главным образом в Москве и Санкт-Петербурге и едва различимы в российской глубинке. И обе они переживают путинскую эпоху, временами заигрывая с президентом и нахваливая его политику, а временами мрачно предрекая, что он станет диктатором.
Арест накануне выборов Михаила Ходорковского, богатейшего человека России и главного финансиста партии "Яблоко", только лишь ускорил кризис этой партии. В прошлом году, по свидетельству Иваненко, партия "Яблоко" получила от Ходорковского, по меньшей мере, 50% своего бюджета (политические соперники партии "Яблоко", утверждают, что эта цифра близка к 100%).
В стране, где олигархи вроде Ходорковского остаются глубоко непопулярными символами несправедливого распределения богатств, связь партии "Яблоко" с брошенным в тюрьму магнатом еще сильнее укрепляет общественность во мнении, что демократов в этой стране поддерживают только немногие богатеи. "В последние недели, после ареста Ходорковского ситуация из хронической переросла в острую стадию", - сказал Иваненко. Открыто поддержав Ходорковского, признает он, партия в очередной раз встала на "непопулярную позицию". Иронично, но арест Ходорковского, вполне возможно, дал партии "Ялоко" также последний шанс прорваться в следующий парламент. Как считают аналитики, сторонники этой партии, предвидя новые угрозы со стороны правительства, могут проснуться от своей апатии и прийти на избирательные участки.
Хотя российская общественность в целом поддержала арест Ходорковского (в одном из опросов против высказались всего 14% опрошенных), продемократический электорат продемонстрировал прямо противоположную реакцию на него. "Они встревожены, а поэтому их мобилизация стала более вероятной ", - сказал исследователь общественного мнения Александр Ослон из фонда "Общественное мнение".
Но даже под угрозой потенциального исчезновения две демократические партии тратят уйму времени на взаимные упреки и обвинения по вопросу о том, почему они не могут объединиться. Один из лидеров СПС, Анатолий Чубайс, на прошлой неделе публично призвал партии объединиться, заявив, что пришло время им с Явлинским прекратить персональную вендетту, чтобы предотвратить "возврат к диктатуре". На что заместитель Явлинского, Сергей Митрохин, ответил так: "Это ничто иное, как цинизм и лицемерие". Митрохин обвинил Чубайса в финансировании направленной против партии "Яблоко" кампании грязных трюков, таких, как поддержка идеи движения "Яблоко без Явлинского" и вывешивание плакатов, в которых партию "Яблоко" обвиняют в союзе с коммунистами.
Соперники партии "Яблоко" разгорячены не меньше. Например, Татьяна Толстая, хорошо известная писательница и сторонница СПС, заявила в ходе теледебатов, что, если Явлинский откажется объединяться с СПС, то станет "могильщиком российской демократии".