"Сможет ли новый глава "ЮКОСа" остаться в стороне от политики?" - комментарий под таким заголовком публикует влиятельная британская газета The Times.
В комментарии, в частности, отмечается: "Когда в 1977 году Семен Кукес эмигрировал из России, он полагал, что уже не вернется обратно. Кукес, только что возглавивший «ЮКОС», в тот период был ученым, который, подобно тысячам других советских людей, воспользовался периодом временного затишья в «холодной войне» и получил выездную визу. «Тогда в России было скучно, - вспоминает Семен Кукес. - Я хотел заниматься бизнесом, но это было запрещено. Чтобы сделать карьеру, нужно было состоять в рядах Компартии. Я же был далек от политики». Будучи доктором наук в Академии наук СССР, он эмигрировал в Америку, и вскоре стал преподавателем химии в Хьюстонском университете (штат Техас).
56-летний Кукес носит очки, он в совершенстве владеет английским языком, но говорит со славянским акцентом. Кукес является антиподом Михаила Ходорковского, которого он заменил на посту главы «ЮКОСа». В 1996 году Ходорковский пригласил Кукеса к себе на работу, поручив ему навести порядок в своих многочисленных филиалах. Но спустя два года Кукес ушел в нефтяную компанию ТНК, заняв должность руководителя этой компании.
Сегодня перед Кукесом, как перед руководителем "ЮКОСа", стоит сложная задача - заставить мир забыть о связи Михаила Борисовича Ходорковского с крупнейшей нефтяной компанией России. Однако добиться этой цели будет трудно: Ходорковский и его партнеры управляют 44% объединенной компании «ЮКОССибнефть». Когда ранее в этом году British Petroleum пошел на слияние с ТНК, Кукес оказался без работы. И поэтому, когда Ходорковский предложил ему вернуться в «ЮКОС», он согласился. Казалось, тогда Ходорковский знал, что его ждет, и предложил Кукесу заменить его на посту руководителя «ЮКОСа».
«За полгода работы в «ЮКОСе» я шесть или семь раз пытался обсудить с Ходорковским политические вопросы, - вспоминает Кукес. - Но тот советовал мне не вмешиваться в происходящие события. «Вы должны управлять компанией», - заявил он". За несколько недель на посту руководителя «ЮКОСа» Кукес принял несколько решений стратегического характера. Прежде всего, он пошел на уступки властям в вопросе строительства нового экспортного трубопровода, хотя Ходорковский отстаивал свой вариант маршрута трубопровода. Вторая уступка Кукеса связана с добычей природного газа. В отличие от Ходорковского, который пытался ослабить монополию «Газпрома», Кукес проявляет безразличие к этому вопросу. «Я не стал бы вкладывать капиталы в газовые месторождения, а предпочел бы сосредоточиться на нефтедобыче», - заявил Кукес. Он также изучает перспективу разработки оффшорных месторождений нефти, в том числе и в Каспийском море. Доходы от экспорта нефти он собирается вложить в ее переработку.
Примирительный тон заявлений Кукеса должен успокоить бывших офицеров КГБ, которые все еще не могут смириться с мыслью о том, что одна компания может обладать такой колоссальной экономической мощью. Что касается разговоров о возможной продаже 40% акций «ЮКОСа» американским компаниям Chevron/Texaco и Exxon/Mobil, то позиция Кукеса в этом вопросе такова: акционер может продать свою долю, кому хочет. Однако проблема стратегического союза - это отдельный вопрос, считает он. «Если вы хотите иметь стратегического партнера, то вы должны подумать о том, какую дополнительную выгоду от этого извлекут наши акционеры».
Что может Exxon/Mobil дать «ЮКОСу», кроме наличных денег? Уроженец России из штата Оклахома имеет «защитный американский плащ»: он является гражданином США, что обеспечивает ему иммунитет от мелких угроз, которые могли бы напугать российского предпринимателя. Кукес не любит говорить о своем опыте работы в ТНК, когда его акционеры боролись за контроль над компанией «Сиданко», нефтяной компанией, в которую British Petroleum вложила 400 млн. фунтов. Некоторые утверждают, что Кукес был орудием в руках двух олигархов Михаила Фридмана и Владимира Потанина. По крайней мере, эта история преподала ему урок о том, какую политику надо вести в отношении "сложных" акционеров. «В России давление на акционеров сильнее, чем в некоторых американских компаниях. Правление российских компаний занимает намного более жесткую позицию, и вы никогда не можете расслабиться», - сетует Кукес.
За 9 лет работы в Оклахоме Кукес, похоже, изучил искусство приспособления политики к конкретной ситуации, и сейчас он стал нужным человеком в нужном месте и в нужное время. «Я не стремлюсь к известности, - говорит он. - Я знаю, что популярность пройдет, и пресса не захочет общаться со мной». Он не может решить, является ли он американцем или россиянином, и жалуется по поводу того, что теперь живет далеко от своей семьи, которая находится в Нью-Йорке. В 2001 году Кукес работал в Сибири, и не может забыть о том, как он постоянно убегал от своих телохранителей в отчаянной попытке вести обычную жизнь. К примеру, пойти в магазин за продуктами. Однажды он заявил продавщице на рынке, что она требует слишком высокую цену за свой товар. На что та возразила: «Уж у Вас то есть деньги, чтобы купить».
Анализ деятельности Семена Кукеса на посту главы «ЮКОСа» продолжает другая британская газета - The Daily Telegraph. В комментарии газеты, в частности, отмечается: «Руководитель «ЮКОСа» настроен не допустить того, чтобы тяжба его предшественника с правоохранительными органами нанесла ущерб имиджу крупнейшей нефтяной компании России. Если бы в нефтедобывающей промышленности вручались медали за оптимизм, то Семен Кукес был бы золотым медалистом. Однако сейчас в качестве нового руководителя «ЮКОСа» он нуждается в том, чтобы сохранять также свое хладнокровие. Возглавив нефтяную компанию, находящуюся в осадном положении, Кукес заверяет, что нужно продолжать работу в обычном режиме.
В интервью газете The Daily Telegraph Кукес отрицательно расценивает следствие в отношении «ЮКОСа», которое вызывает у него «раздражение». «Людям важно понимать, что через два-три месяца вся эта шумиха забудется», - говорит он. На вопрос о его отношении к аресту Ходорковского Кукес ответил так: «Я несу одинаковую ответственность перед всеми акционерами. И они равны для меня. Что из того, что один из них ведет тяжбу с правительством? Это - его проблема». Кукес - это крепкий орешек. Он говорит: «Я держусь на расстоянии от Ходорковского. Я всегда имел с ним деловые отношения, но видел его пять или шесть раз за минувшие пять месяцев. Я желаю ему удачи, но это его проблема. Это не затрагивает наш бизнес».
Касаясь намерений Chevron/Texaco и Exxon/Mobil заключить крупную сделку с «ЮКОСом», Семен Кукес заявил: «Если какая-либо из этих компаний желает обсудить вопрос о создании совместного предприятия, мы готовы к такому обсуждению. Если же они хотят купить акции компании, то им придется вести разговор с нашими акционерами». Ходорковский не скрывал того, что хотел превратить «ЮКОС» в международную компанию. Кукес же осторожен в своих высказываниях, но не менее честолюбив. «В следующем году мы увеличим производство нефти на 12%. К концу 2004 года мы будем добывать 2,8 млн. баррелей в день, а к 2009 году объем добычи достигнет почти 4 млрд. баррелей в день».
Действительно ли Кукес может сможет добиться такого впечатляющего роста нефтедобычи? Многое будет зависесть от того, решит ли министерство природных ресурсов России отозвать у «ЮКОСа» лицензии на ряд месторождений. Однако Кукес уверен, что проблем с лицензиями на нефтедобычу быть не должно. «Иногда компании лишаются права на лицензии, - говорит он. - Пересмотр лицензии - это обычная процедура, но никто не получит выгоды от такой ситуации. Никто не заберет лицензии». Кукес хочет сказать, что он ведет осторожную политику. «Я не смею просить президента России о какой-либо гарантии или пытаться заключить с ним сделку. Но если я выполняю условия лицензии, тогда я чувствую себя спокойно», - говорит он.
Что же касается зарубежных инвестиций, то Кукес уверен: «Ситуация в этой сфере не претерпит кардинальных изменений до президентских выборов, намеченных на март будущего года. Но даже после выборов инвесторы будут ждать определения состава нового правительства». Но Кукес утверждает, что не будет вмешиваться в политические вопросы. Его больше волнует то, как «обеспечить корпоративное управление и достичь намеченных целей».
«Но если Ходорковский и его союзники будут и далее ассоциировать себя с компанией «ЮКОС», то она еще не скоро сможет превратиться в нефтяного гиганта, руководимого высококлассным профессионалом», - отмечается в комментарии газеты The Daily Telegraph.