Когда четыре года назад российский нефтяной магнат Михаил Ходорковский решил превратить ЮКОС в компанию западного образца, он избрал стратегию, которая в кратчайшие сроки принесла ему огромную личную выгоду.
Агрессивный подход ЮКОСа к максимальному увеличению добычи нефти и минимизации налоговых отчислений сделал компанию любимицей иностранных инвесторов и выделил ее среди других конкурентов. Только "Сибнефть", с которой в настоящее время происходит процесс слияния, вела себя еще более агрессивно.
Такой стиль управления вызвал раскол среди специалистов нефтяной отрасли, как среди иностранных, так и российских, стал причиной недовольства российского министерства финансов и, возможно, способствовал выдвижению обвинений в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
С 1999 года, когда начался резкий рост цен на нефть, а у г-на Ходорковского появился полный контроль над ЮКОСом и его дочерними предприятиями, он начал нанимать на ключевые должности бывших россиян. Он также сменил французских советников на американских.
Доктрина Брюса Мизамора (Bruce Misamore), американца, нанятого им на пост финансового директора, полностью совпала с доктриной самого Ходорковского. "Мой подход заключается в том, чтобы получить быструю прибыль и выплачивать дивиденды инвесторам. Может быть, это и бессердечно, но это является основной целью нашей деятельности. Наша работа заключается в том, чтобы минимизировать издержки".
Одним из способов, позволяющим добиться этого, было увеличение добычи нефти, для чего привлекались американские специалисты, например, Джо Мак (Joe Mach), ставший старшим вице-президентом по добыче. Добыча сырой нефти выросла весьма значительно, с 890000 баррелей в день в 1999 году до 1,4 миллиона баррелей в день в прошлом году. Этот результат был достигнут не вследствие обнаружения новых месторождений, а путем приобретения уже открытых и инвестированием средств в увеличение производства на уже существующих нефтяных скважинах.
Все это позволило ЮКОСу извлечь прибыль из резкого роста цен на нефть. Компания пыталась ликвидировать узкие места в экспорте своей продукции, активно лоббируя проекты частных нефтепроводов, например, в Мурманск и из Ангарска в Китай.
Однако упор на быстрое увеличение количества добываемой нефти вызывает в отрасли некоторые опасения в отношении недальновидности. "Мы единственная компания, инвестировавшая средства в новое производство, - говорит Леонид Федун, старший вице-президент конкурирующей с ЮКОСом компании "Лукойл". - Все остальные компании ведут добычу на месторождениях, открытых еще при Советском Союзе, и не вкладывают средства в развитие своей резервной базы, хотя через пять-семь лет им все равно придется это делать".
Аналитик "Brunswick UBS" Пол Коллисон (Paul Collison) считает, что подход ЮКОСа заключается в том, чтобы открывать как можно меньше новых шахт и максимально использовать существующие.
Вторым аспектом деятельности ЮКОСа является минимизация налогов. В прошлом году компания заплатила около 3,8 миллиарда долларов. Однако налог на прибыль компании составил менее 20 процентов, в то время как предписанная законом норма равна 24 процентам. Это стало возможно, благодаря, в частности, использованию дыр в российском налоговом законодательстве.
Большинство из этих дыр исчезнут с началом 2004 года, некоторые будут уничтожены к 2006 году. Однако ЮКОС обвиняется так же и в проведении агрессивной лоббистской кампании, направленной на снижение эффективности новых налогов. В результате было отклонено предложение министерства финансов о введении единого нефтяного налога, увязанного со стоимостью нефти, добываемой каждой компанией. Такой налог нанес бы существенный удар по ЮКОСу.
Все это, наряду с политическими амбициями г-на Ходорковского, способствовало охлаждению отношений между ним и властями. Он получил самую большую прибыль от реформ в ЮКОСе, его состояние превысило 8 миллиардов долларов США, а его доходы только от дивидендов с 2000 года составили 540 миллионов долларов.