19 ноября 2003 года. Что было бы, если бы каким-то волшебным образом все покаялись в своих ошибках в связи с удивительно легким отстранением от власти Саддама (Saddam) и неожиданно кровавыми последствиями, а также в ошибках, которые сегодня допускаются в строительстве демократии в Ираке?
(1) В Лондоне изоляционисты, пацифисты и антиблэровские (anti-Blair) левые - когда-то уверенные в том, что сумеют помешать государственному визиту, заклеймив американского президента как милитаристское чудовище - великодушно признали бы, что представляют собой крикливое меньшинство, и что их неучтивость подтолкнула большинство британцев подтвердить наличие тесных связей между двумя выступающими за свободу нациями, которые стоят во главе остального мира в борьбе против тиранов.
(2) Генералу Уэсли Кларку (Wesley Clark) пришлось бы признать, что преждевременное обнародование им пентагоновского плана войны в телепередаче CNN было чрезмерно паническим. Другие аналитики, опасавшиеся значительных потерь среди гражданского населения, масс беженцев, экологической катастрофы от поджигания нефтяных месторождений и отчаянных схваток на улицах Багдада, допустили вопиющую ошибку.
(3) Воинствующие идеалисты вроде меня, которые верили, что иракские ученые вроде "Доктора Бациллы" (Dr. Germs) поспешат рассказать, где спрятаны запасы биологического оружия, ошибаются, по крайней мере, пока.
(4) Министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) по своей воле признал бы, что не предвидел исчезновения неразгромленной саддамовской Республиканской гвардии и появления террористического повстанческого движения баасистов, которые начнут убивать американских солдат и изгонять из страны представителей Организации Объединенных Наций (ООН) и гуманитарных организаций. В тот же день государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) и обершпион Джордж Тенет (George Tenet) признали бы, что сопротивление их бюрократических ведомств идее подготовки в Европе накануне вторжения иракских добровольцев из числа эмигрантов к выполнению полицейский и противопартизанских функций было несчастьем.
(5) Канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), который стал той-шпицем (Toy spitz - порода комнатных собачек - прим. пер.) Жака Ширака (Jacques Chirac) в противодействии Америке, а также соседям в Европе, признался бы, что выставление им Германии в качестве ненадежного атлантического союзника и центрально-европейского забияки было грубым дипломатическим и экономическим просчетом, который не удастся быстро исправить с помощью его нынешних попыток подлизываться к американским инвесторам.
(6) Бывшие "привидения" (spooks - одно из прозвищ сотрудников разведслужб - прим. пер.), которые убеждали репортеров, что никогда не существовало никакой связи между режимом Саддама в Ираке и террористической сетью Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), откровенно заявили бы, что были плохо информированы в отношении длившихся целое десятилетие контактов, которые были раскрыты в секретном меморандуме, полученном от помощника министра обороны Дугласа Фейта (Douglas Feith) по запросу Сенатского комитета по разведке. (Этот секретный меморандум, в котором подробно описаны 50 случаев контактов, относительно мало освещался в прессе, потому что всплыл в недавнем номере еженедельника "Weekly Standard", но является объектом автоматического расследования утечки секретных сведений - еще одна ошибка, ведущая к бесполезной трате времени.)
(7) Курдские лидеры в Правящем совете Ирака (Iraq's Governing Council), которые, пойдя на поводу у былых обид, отказались от предложения Турции прислать 10000 солдат, чтобы помочь подавить кампанию террора, поняли бы, пусть и слишком поздно, что они не только привели в отчаяние американцев, которые и в хорошие, и в плохие времена поддерживали курдское дело, но также упустили историческую возможность повернуть вспять прилив недоброжелательства, который наносит больше вреда самим курдам, нежели туркам.
(8) Пол Бремер (Paul Bremer) уже чуть ли не признал, что роспуск им саддамовской армии, особенно офицеров, был ошибкой. Но, если бы эта военная группировка, почти целиком состоящая из саддамовского правящего суннитского меньшинства, была реорганизована и снова вооружена, кто может с уверенностью заявить, что - после того как будут проведены выборы, которые отдадут власть шиитскому большинству, а коалиционные войска уйдут из страны - они не организуют государственный переворот? Тем, кто сегодня уверен, что роспуск саддамовской армии был ошибкой, пришлось бы признаваться в своей, еще более серьезной, ошибке.
(9) Точно так же Соединенные Штаты теперь признали, что были не правы, когда на протяжении многих месяцев угождали желаниям шиитского духовного лидера аятоллы Систани (Ali al-Sistani), чтобы Правящий совет до проведения выборов и передачи полномочий подготовил проект конституции. Сунниты в этом совете выступили против, так как опасаются шиитского большинства. Под давлением Белого дома г-н Бремер убедил аятоллу сначала заняться суверенитетом, а потом - выборами.
(10) В этот день Великого Покаяния какая из признанных ошибок стала бы самой большой? Очевидно, это была бы ошибка западных экспертов, которые годами делали пессимистичные заявления, что арабы с их культурой и религией не годятся для демократии.
А между тем уже совершаются ошибки в преодолении этого представления. Ошибки будут допущены и в процессе достижения победы в этой войне. Однако никогда не будет ошибкой стремление к продвижению свободы.