Для российской газеты «Новые Известия» это был «съезд потерпевших поражение». Правильнее было бы говорить о «съезде мастеров по выживанию»: в конце концов, в заключение встречи представителей российского бизнеса с президентом Владимиром Путиным на повестке дня стоял вопрос о «новой сделке» между Кремлем и пресловутыми олигархами России.
Предложение главы Кремля в следующем: предприниматели обязаны держаться подальше от политики и признать свои «социальные обязательства» - в виде солидных отчислений во благо всех россиян. Если они с этим согласны, то могут сохранить свои деньги. Если нет - не высказанная вслух угроза Путина - то могут оказаться за решеткой, как нефтяной король из «ЮКОСа» Михаил Ходорковский. Предложение, - которое Путин уже делал в начале своего президентства и от которого после ареста Ходорковского нельзя отказаться. Игорь Юргенс, заместитель председателя Российского союза промышленников и предпринимателей, затем нашел подходящую формулировку: «Президент Путин проявил себя как преобразователь, думающий о будущем. Мы должны бороться на его стороне».
В то время, как Путин во время встречи, проходившей в конце прошедшей недели, прибегал то к кнуту («нельзя безосновательно хулить следственные органы»), то к прянику: предлагал сотрудничество - Ходорковский продолжал находиться под арестом. Ему, бывшему ранее среди объединившихся в Союзе боссов лидером, пришлось узнать, что никто из его соратников не захотел встать на его защиту. Олигарху, наверное, стало понятно, что сидеть ему придется еще долго. Один из заместителей генерального прокурора заявил, что в следственной тюрьме можно содержать «до двух лет», и Ходорковскому грозит вынесение приговора, предусматривающего заключение сроком до десяти лет. Прокурор сказа так: «К сожалению, больше дать мы не можем».
Одновременно Кремль и прокуратура усилили давление на концерн Ходорковского: угроза лишить предприятие лицензии на добычу нефти, которую высказал министр природных ресурсов, является лишь частью принимаемых мер. Судебные органы должны теперь изучить законность разрешения антимонопольного ведомства на слияние «ЮКОСа» с менее крупной российской нефтяной компанией «Сибнефть», в результате которого новое образование становилась четвертой в мире компанией по объемам добычи нефти. Видимо, не случайно также то, что Счетная палата ко всему прочему выяснила, что компания «Сибнефть» нарушила налоговое законодательство. «Сибнефть» принадлежит Роману Абрамовичу. Это тот олигарх, который купил за 400 миллионов евро британский футбольный клуб «Челси».
Ходорковский, обладая громадными финансовыми средствами, добивался политического и экономического влияния. Со времени его ареста и выступления Путина на совещании предпринимателей ситуация изменилась. Во всяком случае, в настоящее время якобы столь могущественные олигархи сопротивления государственной власти больше не оказывают. Но выживут ли олигархи зависит от того, какие деньги они будут отчислять в государственную казну. Спор идет об увеличении налогов на нефтяной бизнес: до сегодняшнего дня компании, такие, как «ЮКОС» и «Сибнефть», использовали в налоговом законодательстве прорехи, позволяющие им регистрировать компании в регионах со льготным налогообложением и платить меньшие налоги. Кроме того, речь идет об отчислении «природной ренты» за использование сырьевых ресурсов. И Кремль хочет, чтобы концерны в период значительного увеличения российского экспорта нефти качали ее не только из старых скважин. Они должны осваивать новые месторождения. Большинство эксплуатируемых месторождений осваивались еще в советские времена. В настоящее время Россия добывает ежедневно 8,8 миллионов баррелей нефти, есть тенденция увеличения этого показателя. Если объемы добычи будут увеличиваться, то через 25 лет освоенные месторождения нефти будут исчерпаны. Но экспорт нефти будет оставаться главным элементом экономики еще длительное время, поэтому необходимы новые месторождения.
Однако Кремль выступает только против одного Ходорковского, отнюдь, не только потому, что тот продемонстрировал свои политические амбиции. В такой же мере президенту Путину мешает, очевидно, «внешняя политика нефтяного короля», направленная на получение прибыли. Ходорковский уже давно вел переговоры с концернами "Exxon" и "Chevron-Texaco" о возможности покупки одним из них пакета акций «ЮКОСа». Команда Путина опасается, что американские компании смогут установить контроль над сырьевыми ресурсами России. Американский политолог Питер Ратленд (Peter Rutland) писал по этому в газете "Moscow Times": « Тревогу в Кремле вызвали не мнимые выступления Ходорковского в поддержку демократии, а его агрессивная политика в сфере бизнеса». В картину вписываются и сигналы о готовности подчиниться, поступающие от «ЮКОСа». Новый глава правления Семен Кукес, ставший преемником ушедшего в отставку Ходорковского, не видит больше оснований для сотрудничества российского нефтяного гиганта с каким-либо американским нефтяным концерном. «Я не вижу пользы от нашего сотрудничества с упоминавшимися компаниями», - сказал Кукес по поводу возможности переговоров с американскими компаниями.
Видимо, в такой же мере Кремлю мешало то, что Ходорковский требовал разрешения строить параллельно с государственными нефтепроводами частную трубопроводную сеть. Контроль над транспортировкой нефти, осуществляемой через государственную управляющую компанию «Транснефть», стал после приватизации месторождений одним из немногих рычагов, который Кремль может противопоставить олигархам: нефтепроводы это инструмент власти, Россия использует их в интересах своей политики в отношении соседних государств. Например, в споре о том, каким образом может поступать на рынки среднеазиатское нефтяное богатство.
Но Ходорковский собирался строить нефтепровод в Китай, испытывающий большую потребность в энергоносителях. Кремль, напротив, из политических соображений хотел бы сначала построить новый трубопровод и поставлять сибирскую нефть японцам, которые тоже в ней очень нуждаются. Одним словом, Ходорковский своей идеей получить в качестве акционера американский концерн, как и своими планами строительства собственного нефтепровода, помешал внешней политике президента.
Просьба со стороны нового босса «ЮКОСа» Кукеса о прощении показывает, что в руководстве нефтяного концерна поняли, что нужно Кремлю, - в конце концов, «ЮКОС» в рамках конфликта борется с Кремлем за свое выживание. При этом о находящемся под арестом Ходорковском, судя по всему, уже забыли. Его преемник Кукес сказал лишь о своем крупном акционере: «Я соблюдаю с Ходорковским как человеком дистанцию. - и добавил, - Я желаю ему большого счастья - однако дело его личная проблема».
Примерно таким же был лейтмотив съезда российских предпринимателей: босс от нефтяного бизнеса Виктор Вексельберг непринужденно назвал арест самого богатого человека России «личной проблемой». А олигарх Олег Дерипаска качал головой: «Я не понимаю, за что он боролся. Я удивлен им - он, ведь, в конце концов, очень богатый человек».