Итак, речь идет о паре, которая хотела бы воспользоваться советом о том, как защитить брак от распада. Нет, речь идет не о союзе британского премьер-министра и только что прибывшего в Лондон президента США. Они, судя по всему, прекрасно подходят друг другу. Они похожи на возлюбленных из песни в исполнении (британской актрисы) Трэйси Уллмэн. Несмотря на разговоры о непрочности двусторонних отношений, их союз со временем лишь укрепляется. Так что Джордж Буш и Тони Блэр не нуждаются в советах по сохранению брака. Не нуждаются также в этих советах Великобритания и США. Как показал вчерашний опрос The Guardian, почти две трети британцев продолжают воспринимать США как «силу добра» в мире, хотя треть опрошенных все же считает, что президент США должен был остаться дома.
Однако в советах специалиста по сохранению брака нуждается другая пара. Речь идет о США и Европе, в отношениях между которыми образовалась трещина. На протяжении второй половины ХХ века Америка и Европа были твердыми союзниками, но в первые несколько лет ХХI века их отношения серьезно осложнились. Данные опроса общественного мнения поучительны. В этом месяце в Евросоюзе был проведен опрос, в ходе которого предлагалось ответить на вопрос о том, какая страна представляет для мира самую большую угрозу. 53% респондентов ответили, что такой страной являются США. Проведенный в сентябре опрос общественного мнения выявил, что лишь 45% европейцев поддерживают идею сильного американского присутствия в мире, что почти на 20% меньше, чем в прошлом году. Во Франции 70% опрошенных считают, что мировое лидерство США является «нежелательным».
Трансатлантические разногласия были положены в основу книги американского неоконсерватора Роберта Кагана "Рай и власть" (Paradise and Power), в которой утверждается, что Европа и США отныне «находятся на разных планетах». Проще говоря, европейцы считают американцев наглыми хулиганами, которые хотят, чтобы международные нормы применялись к кому угодно, только не к ним самим. И они считают применение силы не крайним средством, а первоочередным. По мнению европейцев, американцы - это новые империалисты, которые своими неуклюжими действиями вызывают гнев миллиардов жителей планеты. В свою очередь, американцы видят в европейцах слабовольных паразитов, слишком слабых, чтобы защитить себя самостоятельно и готовых при первом удобном случае спрятаться под крылышком дядюшки Сэма. Они слабы перед лицом диктаторов, вечно самодовольны, а некоторые из них к тому же заражены антисемитизмом.
Как разладились отношения между этими двумя старыми партнерами? Ответ нужно искать в периоде завершения «холодной войны». Советская угроза заставляла Европу и США сохранять единство. После того, как в 90-е годы эта угроза исчезла, связи начали рушиться. Но эта тенденция приобрела ярко выраженный характер лишь после избрания президентом Буша. США отказываются признать Киотский протокол и Международный уголовный суд, и такая позиция Вашингтона свидетельствует о том, что ему безразлично то, что думают о его поведении в Европе или в других регионах.
США применяют политику «двойного стандарта». В частности, они ссылались на Женевскую конвенцию, когда в плену у иракцев оказались американские военнослужащие. Однако когда речь идет о заключенных на базе в Гуантанамо, американцы не вспоминают о Женевской конвенции. Как говорит бывший глава МИД Великобритании Робин Кук, иногда единственный мост, который США хотят перекинуть к остальной части мира - это разводной мост. Европа также вызывает раздражение у США. Нежелание Франции и Германии поддержать политику США в Ираке были восприняты в США как самая откровенная провокация.
Но Вашингтон Джорджа Буша имеет более глубокие обиды на европейский континент. США заявляют, что совокупные расходы ЕС на оборону составляют лишь 40% от военных расходов США. Экономика ЕС тоже не в самой лучшей форме. Окружение Буша говорит об экономическом росте и низкой безработице в США, и в то же время упрекает Европу в чрезмерном бюрократизме, заявляя, что Европа все еще находится под тяжелым бременем госконтроля.
Разногласия между Америкой и Европой кажутся непримиримыми. Однако консультант по сохранению брака не должна отчаиваться. Она должна взять обе стороны за руки и нежным голосом предложить им новый радикальный путь назад, в сторону брачной гармонии. Действительно, может пора стать более похожими друг на друга? В своей книге Каган пишет, что американцы живут на планете Марс, а европейцы - на Венере, и все же при этом обе планеты должны держаться ближе друг к другу. Для США это может означать «снижение уровня разводного моста» и признание военной силы лишь в качестве одного из многих других инструментов. США должны сохранить свою убежденность в том, что есть некоторые угрозы, которые требуют военного решения: Аль-Каида или быстрое распространение оружия массового поражения (ОМП).
Однако в то же время США также должны признать, что военный ответ в тысячу раз более эффективен лишь в том случае, когда он легитимен. То есть США нуждаются в поддержке международного сообщества. Вашингтон должен понять, что он может выигрывать войны в одиночку, но только за счет утраты своего влияния и моральной власти. Америка может свергнуть Саддама, но при этом оказаться в одиночестве. Чарльз Грант (Charles Grant), директор лондонского Центра европейских реформ (Centre for European Reform), считает, что США должны понять: требование легитимности - это не прихоть европейцев. Признание этого требования в собственных интересах Америки. Конкретным примером, по словам Гранта, является нежелание европейцев тратить свои деньги в угоду США на реконструкцию Ирака. «Если вы ведете вашу собственную войну, остальная часть мира не должна помогать вам», - говорит Чарльз Грант.
Так что американцы должны быть готовы к многосторонним акциям, они должны также признать, что метод убеждения является более желательным, чем метод принуждения. Иными словами, американцы должны стать немножко жителями Венеры. Однако консультанты супружеских пар знают, что для успеха брака изменить свое поведение должны обе стороны. То есть, и европейцам, вероятно, придется стать немного больше жителями Марса. Никто не предлагает, чтобы ЕС имел такую же военную мощь, как США. Но европейцы должны признать, что недостойно осуждать Америку за ее военную мощь в одном случае и требовать от США военной помощи в другой ситуации.
Когда в Руанде идет геноцид или война угрожает Балканам, мы ожидаем, что Вашингтон сразу ответит на звонок о помощи по номеру «999». Мы обращаемся к Америке как к нашему защитнику даже в том случае, когда клеймим ее как хулигана. Единственное решение для Европы состоит в том, чтобы отнестись к вопросу обороны более серьезно. Европе должно быть стыдно за то, что она не предприняла никаких действий на Балканах до тех пор, пока американцы не решили прислать свои самолеты. Мы должны также понять, что не каждое предупреждение США об опасности распространения ОМП является ложным, хотя иракская опасность и была преувеличена. Риск распространения ОМП на территории бывшего Советского Союза реален, но пока только США воспринимают эту угрозу всерьез.
Мы не можем навсегда оставаться под зонтиком США и при этом жаловаться на их действия. Мы должны укрепить свою оборону. Франция и Великобритания начинают движение в этом направлении, обсуждая концепцию совместной европейской обороны и разрабатывая суперсовременную крылатую ракету Storm Shadow. Но должно также измениться и мышление европейцев. Европейцам придется отказаться от нравоучительного тона. Когда мы хотим клеймить США как «зло», мы должны помнить о собственных грехах Европы, в частности о колониализме и Холокосте. Правда, при этом и европейцы, и американцы должны будут трансформировать Венеру и Марс, чтобы сократить промежуток между ними и приблизить их друг к другу.