Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тлеющий Кавказ и спокойная Америка

Соединенные Штаты вложили в регион значительные суммы в надежде построить стабильные демократические государства, однако усилия могут оказаться потраченными впустую

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Буш объявил, что пришло время для новой стратегии установления демократии на Ближнем Востоке. Однако если она окажется похожей на ту, которую Соединенные Штаты проводят в последнее время на Кавказе, то лучше ее и не применять. Каспийские запасы нефти, которые могут уменьшить зависимость США от ОПЕК, в действиях США в этом регионе имеют большее значение, чем права человека и демократия.

Конгрессмен от Калифорнии Том Лантос является главным представителем от демократов в комитете палаты представителей по иностранным делам

Президент Буш (Bush) объявил, что пришло время для новой стратегии установления демократии на Ближнем Востоке. Однако если она окажется похожей на ту, которую Соединенные Штаты проводят в последнее время на Кавказе, то лучше ее и не применять. Каспийские запасы нефти, которые могут уменьшить зависимость США от ОПЕК, в действиях США в этом регионе имеют большее значение, чем права человека и демократия.

Самым последним примером может служить Грузия: прошедшие 2-го ноября выборы были настолько сфальсифицированы, что центральная избирательная комиссия аннулировала результаты на нескольких избирательных участках и провела на них перевыборы - однако даже эта попытка потерпела фиаско, так как на некоторые из участков не были привезены избирательные бюллетени. Многие в Грузии призывали аннулировать все результаты выборов и провести голосование еще раз, на что президент Шеварднадзе ответил отказом. Теперь на улицы вышли тысячи протестантов.

Какую же позицию заняли Соединенные Штаты по отношению к этому кризису? В то время, как западные наблюдатели говорят об откровенной подтасовке результатов выборов, Государственный департамент отказывается давать публичные комментарии. Г-н Буш также ничего не сказал по этому поводу. Ситуация в Грузии практически повторяет ту, что имела место в ходе президентских выборов в Армении и в Азербайджане. В обоих случаях реакция США на нарушения в ходе выборов была довольно мягкой.

Политический суверенитет и экономическая стабильность этих трех кавказских государств имеют большое значение для национальных интересов США, которые с момента распада Советского Союза и потери Россией влияния в регионе пытались сделать из этих республик союзников. Эти отношения возымели свои результаты после событий 11 сентября 2001 года, когда кавказские республики предоставили США право пролета над своими территориями для ведения войны в Афганистане.

Со времени распада Советского Союза Соединенные Штаты направили значительные человеческие и финансовые ресурсы на поддержку этих государств и сохранение их независимости. Усилия по развитию гражданского общества включали в себя финансирование неправительственных организаций, поддержку развития политических партий и свободной прессы. Однако к чему все это, если США ничего не предпринимают для обеспечения свободных и справедливых выборов?

И Азербайджан, и Армения возглавляются президентами, которых большинство их сограждан считает нелигитимными. Без широкой поддержки электората ни г-н Алиев, ни г-н Кочарян не смогут привести свои нации к экономическому процветанию, не говоря уже об урегулировании проблемы Нагорного Карабаха, которая портит их взаимоотношения на протяжении десятка лет. Отсутствие демократии и гражданского общества также препятствует решению проблемы широко распространенной в регионе коррупции.

Добыча энергоресурсов в Каспийском море и транспортировка их на Запад должны продолжаться, однако выгоды от этого должны получать все граждане стран, в которых происходит добыча и через которые транспортируются ресурсы. В отсутствие демократии прибыли от нефтедобычи неизбежно осядут в швейцарских банках на счетах коррумпированных лидеров и правительственных чиновников.

Когда в 1991 году упомянутые выше южно-кавказские республики получили независимость, в наследство от прежнего режима им досталась разрушенная экономика, коррупция, национальные и территориальные конфликты, и слабое гражданское общество. Однако у них было высокообразованное население, стремящееся к демократии и экономической свободе, а также сильные светские традиции, разделяющие религию и государство.

Соединенные Штаты вложили в регион значительные суммы в надежде построить стабильные демократические государства, основанные на верховенстве закона и свободной рыночной экономике. В последнее время США удалось укрепить их суверенитет, сведя к минимуму влияние Ирана и России, и поддержав все три страны в войне против терроризма. Однако Соединенным Штатам не удалось выполнить на Кавказе фундаментальную задачу американской внешней политики, которая заключается в продвижении демократии и прав человека.

Американские власти должны на самом высоком уровне приложить усилия к тому, чтобы лидеры этих государств управляли своими странами в соответствии со своими международными обязательствами. В противном случае Кавказ может рассыпаться на несколько падших авторитарных государств, и никакое количество каспийской нефти не компенсирует Соединенным Штатам последствия этого.