Итак, спустя семь месяцев после завершения основной фазы военных операций в Ираке администрация США решила ускорить передачу власти местного иракскому правительству. Правительства ряда стран сразу выразили свою поддержку этой идее, другие страны заявили о необходимости изучения этой проблемы. Франция и ряд других стран призвали США еще более ускорить передачу власти иракским властям.
Надо отметить, что в течение долгого времени Совет Безопасности ООН, Совет временного правительства Ирака, а также Франция, Германия и арабские страны настоятельно требовали от США осуществить в кратчайшие сроки передачу власти в Ираке местному правительству. Однако поворот в американской стратегии в Ираке произошел не столько под влиянием этих призывов, сколько под воздействием резкого ухудшения ситуации в самом Ираке.
Сегодня ситуация в Ираке показывает оправданность опасений, высказанных еще несколько месяцев назад иракскими представителями: не подготовив заранее какого-либо плана для восстановления Ирака, союзники начинают экспериментировать, даже не зная, в каком направлении они движутся. Теперь остается выяснить, приведет ли изменение американской стратегии к прекращению в Ираке анархии и созданию независимого, стабильного и демократического государства.
15 ноября Совет временного правительства Ирака утвердил график передачи власти, и, как заявил глава американской администрации в Ираке Пол Бремер, уже в конце июня 2004 года будет сформировано временное правительство, которое будет обладать всеми атрибутами суверенитета. После чего одновременно прекратят свое существование американская администрация Ирака и Совет временного правительства страны. Вскоре будет одобрена временная Конституция Ирака, а к маю будущего года ожидается создание законодательного органа переходного периода - Национального собрания.
На втором этапе, то есть во второй половине 2005 года, состоятся всенародные выборы в Учредительное собрание, задача которого - разработать проект Конституции страны, который будет вынесен на всенародный референдум. Таким образом, к концу 2005 года управление Ирака будет осуществляться правительством, которое будет создано в соответствии с новой Конституцией. Однако войска коалиции будут по-прежнему оставаться в Ираке, хотя 1-го июля 2004 года их статус будет изменен. Войска союзников больше не будут оккупационными силами, а их пребывание на иракской территории будет регламентировано соглашениями о безопасности, подписанными с иракским правительством.
Иными словами, как заявил один высокопоставленный представитель коалиции, войска союзников будут находиться в Ираке «по приглашению» иракской стороны. Однако этот новый статус войск коалиции вряд ли будет признан силами иракского сопротивления, которые, скорее всего, не признают решений нового правительства, принятых в условиях оккупации. «Наши переговоры с переходным правительством и все опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство иракцев хотят, чтобы американские войска оставались в стране до полной стабилизации обстановки», - заявил Пол Бремер.
Это утверждение, несомненно, соответствует действительности. Однако проблема в том, что этой «стабилизации» пытаются помешать сторонники свергнутой диктатуры, а также группировки, которые связаны с террористической сетью «Аль-Каиды». Сторонники Саддама Хусейна ничуть не заинтересованы в «нормализации» ситуации в Ираке и мечтают о восстановлении режима баасистов. Что же касается группировок, связанных с «Аль-Каидой», то они занимают еще более непримиримую позицию: они ведут войну с войсками США и отвергают любые инициативы американской стороны.
Как сторонники Саддама, так и представители «Аль-Каиды» составляют меньшинство населения Ирака, тем не менее для создания в стране обстановки хаоса они не нуждаются в массовой поддержке населения. Для этого нужны лишь горстка непримиримых повстанцев и солидная организация. Учитывая сложную ситуацию, сложившуюся в Ираке в течение минувших семи месяцев, можно предположить, что передача власти местному правительству будет сопряжена со многими трудностями. Политическое урегулирование ситуации в Ираке осложняется, в частности, тем, что в стране проживают представители различных религиозных, этнических и племенных групп.
Этот тезис подтверждается и трудностями, возникшими при формировании Совета временного правительства Ирака. Состав этого органа, состоящего из 25 человек, удалось утвердить лишь к июлю этого года, причем представители многих этнических и племенных групп остались явно недовольны. Что касается проекта новой Конституции, то пока непонятно, кто именно будет заниматься ее разработкой. Вот уже более двух месяцев специальный комитет не может даже определить состав экспертов, которым будет поручено подготовить основные тезисы этого документа.
Возникают и другие вопросы. В частности, где гарантия того, что выборы депутатов во временный парламент страны будут проходить на справедливой основе? Смогут ли будущие иракские силы безопасности обеспечить условия, необходимые для проведения выборов в Учредительное собрание? Ясно одно: путь к восстановлению суверенитета Ирака будет долгим и нелегким.