Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политический кризис в Тбилиси может привести к распаду Грузии

Москва и Вашингтон опасаются, что в Грузии может повториться югославский сценарий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итак, сегодня оппозиция свергла с престола Шеварднадзе. Но что дальше? Тбилиси - это еще не вся Грузия, так что переход власти в грузинской столице под контроль оппозиции может лишь означать, что опасный конфликт в республике только начинается. То, что глава МИД России Игорь Иванов в срочном порядке прибыл в Тбилиси, означает лишь, что Москва предприняла последнюю попытку компромисса до того, как столкновения начались. Из заявления российского министра стало ясно, что Москва не согласится на ослабление своего влияния в Грузии.

Ведущая правоцентристская газета Франции Le Figaro опубликовала 24 ноября два комментария, в которых анализируется политическая ситуация в Грузии после отставки президента Эдуарда Шеварднадзе.

В частности, Le Figaro публикует комментарий известного французского публициста Александра Адлера, в котором, в частности, отмечается: «Эдуард Шеварднадзе, угрожавший своим противникам применением военной силы и изгнанный из столицы Грузии, оказался в ситуации, которую можно расценить как «осень патриарха». Впрочем, эта осень запоздала. Если оставить в стороне непродолжительный период социальных потрясений, начавшийся в Грузии после распада СССР и приведший в 1991 году к страшной гражданской войне, то можно сделать вывод о том, что Шеварднадзе правил этой республикой в течение 30 лет».

Далее автор анализирует позицию России в отношении проекта транспортировки каспийской нефти на западные рынки. «Вопреки опасениям Турции и Азербайджана, - отмечает автор, - Россия, несмотря ни на что, не будет пытаться препятствовать экспорту азербайджанской нефти в средиземноморский порт Джейхан через территорию Грузии. Москва, которая пытается сохранить свое влияние на Грузию и предотвратить рост влияния чеченских повстанцев в этой республике, не заинтересована в том, чтобы лишать Тбилиси одного из редких дополнительных источников поступлений в грузинский бюджет. Россия также не заинтересована в осложнении отношений с Азербайджаном, который уже пошел на сближение с Москвой».

Что же касается администрации США, то «по целому ряду причин Вашингтон оставил на произвол судьбы своего давнего союзника Шеварднадзе, который в течение десяти лет пользовался снисходительностью США и Германии за то, что в свое время не препятствовал воссоединению Германии». В итоге, заключает в своем комментарии Александр Адлер, «можно сделать вывод о том, что Россия возвращается в Закавказье, и Грузия вновь оказывается в орбите российского влияния».

Тему политического кризиса в Грузии продолжает обозреватель Le Figaro Патрик де Сент-Экзюпери. В своем комментарии он, в частности, отмечает: "В Грузии пока не пролилась кровь, так как обе стороны конфликта воздержались от рискованных шагов. Силы правопорядка начали братание с демонстрантами, которые ворвались в здание парламента и взяли его под свой контроль. Все идет хорошо. Но лишь пока . . .

Такая неопределенная ситуация не может длиться долго. Уже по меньшей мере в течение года республика погружена в состояние нестабильности. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, на которую после отставки Шеварднадзе возложены обязанности президента страны, говорила еще полтора года назад в интервью Le Figaro: «Если бы Грузия была сильной страной, Россия не могла бы позволить себе говорить с ней таким тоном». Она тогда имела в виду резкое заявление посла России в Грузии, который в ответ на вопрос о том, соответствует ли действительности сообщение о бомбардировке грузинской территории российскими истребителями, выразил такое мнение: «Каких-либо жертв нет, а значит, никакой бомбардировки не было».

Итак, сегодня оппозиция свергла с престола Шеварднадзе. Но что дальше? Тбилиси - это еще не вся Грузия, так что переход власти в грузинской столице под контроль оппозиции может лишь означать, что опасный конфликт в республике только начинается. То, что глава МИД России Игорь Иванов в срочном порядке прибыл в Тбилиси, означает лишь, что Москва предприняла последнюю попытку компромисса до того, как начались столкновения. Из заявления российского министра стало ясно, что Москва не согласится на ослабление своего влияния в Грузии. «Россия не намерена вмешиваться во внутренние дела Грузии», - заявил он в Тбилиси, но при этом добавил, что она «небезразлична к судьбе этой страны».

Примерно десять дней назад глава комитета Совета Федерации по международным отношениям Сергей Маргелов, был более откровенным: «Естественно, Россия не может и не останется в стороне от того, что происходит в Грузии. Мы не оставим наших братьев в беде», - заявил он. Вчера Маргелов заявил, что «Вашингтон, бесспорно, поддерживает грузинскую оппозицию». Как сообщил в воскресенье российский телеканал НТВ, высокопоставленный представитель Кремля выступил с предостережением как в адрес митингующих в Тбилиси, так и в адрес Вашингтона.

«Если ситуация в Грузии будет развиваться неконституционным путем, России не сможет предотвратить распад грузинского государства», - заявил он. В этих словах прозвучала скрытая угроза, которую Москва вполне может реализовать. Речь идет об опасности выхода из состава Грузии трех автономий. В первую очередь, речь идет об Абхазии, которую от Грузии отделяет демаркационная линия, где размещены войска миротворческих сил. Эта республика, долгие годы находившаяся в состоянии войны с Грузией, поддерживает тесные торговые связи с российским городом Сочи, а жители Абхазии уже в течение года пользуются правом получения российских паспортов. Российские войска размещены здесь на постоянной основе.

Другой нестабильный район Грузии - это Южная Осетия, где у власти находится автономное сепаратистское правительство, которое поддерживает тесные связи с Москвой и имеет собственные силы безопасности. Вчера эти силы были приведены в состояние повышенной боевой готовности. «Эта мера не направлена против кого-либо», - заявил глава этого анклава Эдуард Кокойти (Кокоев), который, однако, при этом предупредил, что события в Тбилиси «могут вызвать в Грузии начало необратимого процесса». Вчера вечером лидер Южной Осетии должен был начать консультации с руководством Абхазии.

Третий нестабильный регион Грузии - автономная республика Аджария, которая управляется железной рукой Аслана Абашидзе, союзника Москвы, недавно приезжавшего в Москву для консультаций с Кремлем. Он создал собственные силы безопасности, и в этой автономии было объявлено чрезвычайное положение сразу после объявления Шеварднадзе о своей отставке. По мнению бывшего председателя Совета безопасности Грузии Игоря Георгадзе, сегодня возникла реальная опасность того, что «Грузия повторит судьбу Югославии». С его мнением согласны в Москве и Вашингтоне. Вот почему в обеих столицах проявляют осторожность: ни Россия, ни США не заинтересованы в дестабилизации Грузии.

Для Вашингтона Грузия имеет стратегическое значение, так как через грузинскую территорию пройдет нефтепровод, по которому к 2005 году из региона Каспия в порт Джейхан в Средиземном море будет транспортироваться в среднем один миллион баррелей нефти в день. Помимо этого проекта стоимостью в 3,5 млрд. долларов, одобрен также план строительства газопровода, по которому природный газ будет экспортироваться из Каспия в Турцию. Реализация этого проекта резко уменьшит зависимость Грузии от поставок российского газа. В этом случае Грузия могла бы пойти на сближение с Турцией, которая является проводником интересов США в регионе. Вашингтон уже обещал оказать военную помощь Азербайджану, который играет важную роль в обеспечении региональной безопасности.

Такая перспектива вызывает беспокойство Москвы, тем более что сейчас Россия открыто заявляет о намерении взять под свой контроль маршруты экспорта нефти и газа в регионе. Дело «ЮКОСа» является наглядной иллюстрацией этой политики Кремля, направленной на восстановление своих прежних позиций в регионе. Контроль над ресурсами Каспийского моря является частью такой политики. Москва это подтвердила еще год назад, проведя на Каспии широкомасштабные военные учения.

Так что если компромисс между Вашингтоном и Москвой не будет достигнут, то расплачиваться за это придется Грузии. У Вашингтона есть деньги и мощь. Россия также имеет рычаги влияния в регионе. Соперничество между двумя столицами в этой закавказской республике не перешло пока в открытую фазу. Но такое соперничество здесь крайне опасно, так как в непосредственной близости находится Чечня, где все еще идет война.