Баден-Баден - был из тех благословенных уголков, где великие русские князья играли, любили, выходили на дуэль и проводили свою старость. В верхней долине Рейна не только мягкая зима, этот уголок в случае нужды становится местом, где можно обрести безопасность для своей жизни.
У Эдуарда Шеварднадзе вилла в Баден-Бадене, и ни один чиновник из налоговой службы не станет проявлять бестактность, спрашивая, откуда у него деньги и исправно ли он платил налоги.
Правительство Германии может найти себе оправдание. От Шеварднадзе не будут требовать, чтобы он, добиваясь политического убежища, просил об этом в местных органах власти. Если дома ему сократят пенсию, эмиграция для него будет золотой. Телевидение на годовщины славного 1990 года будет задавать ему в Баден-Бадене вопросы, как, мол, было тогда в Кремле, когда Горби был шефом, а он министром иностранных дел. И он станет рассказывать. Ведь многое еще таится в засекреченных советских архивах. Но ясно одно: Шеварднадзе, Горбачев и армия смогли взять верх над ястребами войны. Шеварднадзе понимал, что речь идет о масштабном и опасном кризисе «холодной войны», и что какого-то компромиссного решения не могло быть: «Должна ли воссоединятся Германия или нет, суть вопроса была не в этом. Вопрос стоял так: воссоединение или война, ядерная война». Так однажды он ответил на вопрос одного немца. Благодарность не долговечна и не подходит в качестве политической категории. Но если Шеварднадзе рады видеть у себя, то, во всяком случае, обратиться к прошлому надо. В советские времена «седой лис», как называют его грузины, был советским функционером, но не великим тираном, как Иосиф Джугашвили. Он был скромным человеком.
Грузия, лежащая между Кавказом и Черным морем, представляет собой регион стратегического значения. Здесь идет Большая игра за внутреннюю Азию. Русские держат там свои войска и обвиняют Грузию в том, что та предоставляет в Панкисском ущелье убежище чеченским боевикам. Американские подразделения специального назначения бывают здесь на маневрах, за последние десять лет США израсходовали на помощь Грузии более одного миллиарда долларов. Строительство нефтепровода из Баку к Средиземному морю, который должен пройти по территории Грузии, Москва не приветствует. Снова начинается прежняя Большая игра, имеющая стратегические цели.
Фальсификация результатов выборов в начале ноября довела гнев народа до кипения, и она, возможно, уже скоро приведет ушедшего в отставку президента в Баден-Баден. Чудо, что до сих пор не пролилось ни одной капли крови. Но, то, что это может стать основой для процветающей демократии, - не более, чем просто надежда.
А что же Шеварднадзе? Вчера он заявил грузинам: «Хотя я и люблю Германию, моя родина - Грузия, и я обязан оставаться здесь».