Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузия в критический момент осталась без союзников

Советник президента США по национальной безопасности Колин Пауэлл похвалил Эдуарда Шеварднадзе за его решение уйти с поста президента Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в конце прошлой недели демонстранты заполнили улицы Тбилиси и потребовали отставки президента Эдуарда Шеварднадзе, тот оказался в таком положении, когда в прошлом нередко обращался за помощью к Вашингтону или к Москве. На этот раз его союзники объединились против него.

25 ноября 2003 года. Когда в конце прошлой недели демонстранты заполнили улицы Тбилиси и потребовали отставки президента Эдуарда Шеварднадзе, тот оказался в таком положении, когда в прошлом нередко обращался за помощью к Вашингтону или к Москве. На этот раз его союзники объединились против него.

Российский министр иностранных дел Игорь Иванов лично доставил ему это сообщение вскоре после разговора по телефону с государственным секретарем США Колином Пауэллом (Colin L. Powell). Г-н Иванов встретился с г-ном Шеварднадзе, который с вершин дипломатической славы опустился до коррумпированного и деспотичного правителя, и заявил ему, что выборы 2 ноября "не устоят".

Михаил Саакашвили, темпераментный глава оппозиции, сказал, что в грузинской столице было очевидно, что две державы выступают заодно. Когда г-н Шеварднадзе увидел, что больше не может полагаться ни на какое из двух вышеназванных правительств, сказал г-н Саакашвили, это "разрушило его психику".

На протяжении многих месяцев Соединенные Штаты оказывали на президента Грузии давление в пользу перемен, призывая его к достойному государственного деятеля поступку. Однако целый ряд официальных представителей США утверждают, что Америка не толкала его к отречению от власти. Американские государственные деятели заявляют, что они фокусировались на целом ряде возможных политических компромиссов с целью избежания насильственных действий, в частности, предлагали в качестве очередного шага провести повторные выборы. Один высокопоставленный сотрудник государственного департамента США утверждал, что Вашингтон "не навязывал грузинскому лидеру конкретного алгоритма действий".

Г-н Шеварднадзе, укрепляя свой союз с бывшим противником времен "холодной войны", издавна полагался на то, что в случае кризиса Вашингтон придет ему на помощь. Москву это приводило в ярость. Только на протяжении последнего десятилетия Соединенные Штаты потратили на Грузию 1 млрд. долл. Причиной столь необычной щедрости были стратегические расчеты и личная лояльность. Грузия является ключевым транзитным пунктом для нефти Каспийского бассейна. Кроме того, Соединенные Штаты испытывали бесконечную благодарность к г-ну Шеварднадзе за его помощь в основном мирной кончине советской империи.

Однако со временем Соединенные Штаты разочаровались в г-не Шеварднадзе, ибо он не оправдал западных надежд на Грузию, которая погрязла в порочном управлении. К весне прошлого года среди американских политиков сформировалось мнение, что "Грузия быстро становится собственным злейшим врагом".

Г-н Шеварднадзе не внял увещеваниям американских друзей, и буквально за считанные дни до выборов 2 ноября в стране побывал целый ряд эмиссаров, включая Строба Тэлботта (Strobe Talbott), Джона Маккейна (John McCain), сенатора-республиканца от штата Аризона, и отставного генерала Джона Шаликашвили (John Shalikashvili), в прошлом председателя комитета начальников штабов США. За считанные дни до выборов президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) послал г-ну Шеварднадзе составленное в жестких выражениях письмо.

Отношения между Россией и Грузией в последние годы становились все хуже. Однажды в 2002 году российский президент Владимир Путин открыто угрожал войной из-за того, что в Панкисском ущелье Грузии якобы укрывались чеченские повстанцы. Однако окончательно додавил г-на Шеварднадзе г-н Иванов, сам наполовину грузин.

Советник президента Грузии по национальной безопасности Тедо Джапаридзе, за несколько часов до отставки г-на Шеварднадзе переметнувшийся в лагерь оппозиции, позднее говорил, что накануне ночью разговаривал по телефону с советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс (Condoleezza Rice) и заявил ей, что грузины чувствуют себя "брошенными" американцами. "Я сказал Конди (Condi - сокращение от имени Кондолиза - прим. пер.), что мы ценим позитивный вклад Игоря Иванова. Но мы оценили бы и Америку, если бы она прислала кого-нибудь, равного ему. У нас образовался большой вакуум, который заполнили россияне. Они теперь герои".

Г-н Шеварднадзе в дни, предшествовавшие штурму парламента оппозицией, дважды отказался разговаривать по телефону с представителем Белого дома Джеймсом Бейкером-третьим (James A. Baker III). Однако источники в Тбилиси говорят, что в субботу грузинскому лидеру звонил г-н Пауэлл. Г-н Пауэлл беседовал по телефону также с прибывшим в Тбилиси г-ном Ивановым. Они согласились, что "результаты выборов не решают дела". Когда г-н Шеварднадзе уступил требованиям оппозиции и ушел в отставку, г-н Пауэлл похвалил его за это решение.

"Мы имеем ситуацию, когда российский лидер принуждает иностранного лидера к отставке без возражений со стороны Запада. Причина в том, что мы заложили основу для этого, выразив сомнения в легитимности (грузинских) выборов", - сказал член американского Совета по международным отношениям Стефен Сестанович (Stephen Sestanovich).

Специалисты по Кавказу в Москве высказали предположение, что г-н Путин направил г-на Иванова в Тбилиси, чтобы добиться ухода г-на Шеварднадзе с поста президента Грузии. Некоторые аналитики заявили, что считают его судьбу следствием слишком большого множества интриг, когда он пытался сталкивать лбами Россию и Соединенные Штаты.

"Отставка Шеварднадзе стала результатом его политических маневров. Запад от него отказался совсем, - сказал московский ученый Михаил Александров. - Он пытался создать виртуальную реальность, делая вид, что находится в союзе с Россией, тогда как в действительности такого союза не желал. Он пытался давить на Соединенные Штаты, чтобы те его не бросили".