Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Надтреснутая окраина России

Редакционная статья

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не вызывает сомнений, что Москва, как и прежде, в состоянии оказывать экономическое и военное влияние в Средней Азии, как и на Кавказе. В некоторых государствах этих регионов все еще стоят российские войска, помимо этого в экономическом плане эти страны находятся в зависимости от поставок от великого соседа энергоносителей. Но где отсутствует единая идеология, идентификационная база ценностей, сравнимая с той, что существует в Европейском союзе, там начинается дрейф в сторону, малые государства СНГ ищут свой собственный путь

Это создавало впечатление мощной акции, и она была полностью во вкусе Кремля. Когда схватка за власть в Грузии достигла своей кульминации, и оппозиция призвала своих сторонников идти сплоченно к резиденции президента, тут то и пришел великий час посредника. И когда худшее было позади, и сломленный Эдуард Шеварднадзе признал свое поражение, в свете прожекторов тут как тут оказался Игорь Иванов. Между тем, российское руководство занималось бы самообманом, если бы оно попыталось завышать значение этого дипломатического триумфа на Кавказе. Влияние Москвы на страны в своей прежней зоне власти ограничено, и оно будет продолжать уменьшаться. Хорошим примером этого является Грузия.

В глазах Кремля ренегатом считался даже свергнутый Шеварднадзе, который сам не один год определял политику советской империи. Будущее руководство в Тбилиси будет еще активнее отмежевываться от Москвы. Новый сильный человек, властолюбивый Михаил Саакашвили, прошел обучение в США. Он друг Запада, и ничто не может быть нагляднее, чем тот факт, что со своим спонтанным призывом оказать обнищавшей стране финансовую помощь он обратился к Брюсселю и Вашингтону.

При этом сближение с западными союзами лишь на первый взгляд вступает в противоречие с тем фактом, что Грузия является членом Содружества независимых государств (СНГ). В частности, образование, ставшее преемником Советского Союза, уже давно не является таким содружеством независимых государств, оно, скорее, выхолощенный союз, который Россия не смогла наполнить содержанием.

И чтобы создать хоть какую-то видимость содружества, появилась масса маленьких союзов: Организация военно-политического сотрудничества, Сообщество интегрированных государств (СИГ), Евразийское экономическое сообщество. Еще не прошло и двух месяцев после того, как Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали в Крыму документ о создании единой экономической зоны - некоего подобия восточно-европейского ЕС. Важной причиной для этого явилось то, что Россия утратила свою притягательность в качестве ядра евразийского пространства и СНГ.

Например, во внешней политике Россия еще сама ищет подходы. Президент Путин стремится под лозунгом многополярности к созданию двусторонних союзов по интересам, о которых сегодня никто не может сказать, а доживут ли эти альянсы до завтрашнего дня: здесь - сотрудничество с США и сближение с Европейским союзом, там - экспорт вооружений в Индию, сотрудничество в ядерной сфере с Ираном. В экономике Москва тоже действует, сообразуясь со своей системой координат. Ее вызывающее споры обращение со своими олигархами, замораживание крупного пакета акций концерна ЮКОС вызывают недоверие не только на Западе. В бывших советских республиках тоже ширятся скептические настроения относительно тесного сотрудничества с прежним командным центром в Кремле.

Не вызывает сомнений, что Москва, как и прежде, в состоянии оказывать экономическое и военное влияние в Средней Азии, как и на Кавказе. В некоторых государствах этих регионов, в том числе и в Грузии, все еще стоят российские войска, помимо этого в экономическом плане эти страны находятся в зависимости от поставок от великого соседа энергоносителей. Но где отсутствует единая идеология, идентификационная база ценностей, сравнимая с той, что существует в Европейском союзе, там начинается дрейф в сторону, малые государства СНГ ищут свой собственный прагматический путь.

В схватке за сырьевые ресурсы Каспийского моря государства, такие, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Грузия, видят свое экономическое выздоровление в бизнесе с американцами и англичанами - и, таким образом, открыто идут вразрез с интересами России. Бывшие советские республики открыли свои двери для Запада и в военном плане, и Россия как бывшая держава, следившая там за порядком, оказалась дезавуированной. Не говоря уже о предстоящем вступлении стран Балтии в НАТО. Американские солдаты стоят в Узбекистане, Киргизии, Грузии. Видимо, снова позволит ядерной державе Индии создать свою военную базу на своей территории Таджикистан. Москве вряд ли остается что-то иное, кроме как мириться с этим, так как ей самой необходима санация и в экономическом, и в военном отношениях.

Неприятное для России развитие ситуации может, между тем, принять еще большую остроту. Среди господствующих кланов большинства стран СНГ доминирующее положение все еще занимают вельможи старой советской закваски. Они держат свои народы в ежовых рукавицах, но долго так продолжаться не может. То, что сегодня произошло в Грузии, может вскоре случиться в братском славянском государстве Белоруссия, где Александр Лукашенко усмиряет бунтующий народ дубинками, сажает его в тюрьмы. В династическом Азербайджане тоже недавно стало нарастать недовольство, когда больной отец Алиев передал бразды правления сыну. Телевизионные кадры из Тбилиси, возможно, вообще нельзя было увидеть на экранах принадлежащих государству средств массовой информации. Однако долго процесс эрозии в близком для России зарубежье продолжаться не может.