Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неприятности для свободных рынков

Ситуация в России и отношение к Ян Рону в китайской провинции посылают очень сильный негативный сигнал американским бизнесменам и внешним инвесторам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как Китаю, так и России для своего развития нужны иностранные инвестиции. Утверждение главенства закона необходимо для создания позитивного, стабильного инвестиционного климата, где бы уважалось право собственности, суды были независимыми, а правительство не вмешивалось, чтобы наказать бизнесменов, с которыми у него имеются политические разногласия. Для того чтобы привлечь иностранные инвестиции, и Россия, и Китай должны продемонстрировать, что в целом справедливо защищают право собственности своих бизнесменов.

Боб Доул, в прошлом лидер сенатского большинства, в 1996 году баллотировался в президенты США от Республиканской партии

25 ноября 2003 года. Недавний арест одного из ведущих российских бизнесменов по многочисленным обвинениям, в числе которых уклонение от уплаты налогов и кража государственной собственности, расценивается как сражение с важными последствиями для будущего демократии и главенства закона в России.

Менее заметным стало аналогичное сражение в Китае, где Ян Рону (Yang Rong), предпринимателю, на собственные деньги создавшему первую китайскую компанию, которая была зарегистрирована на Нью-йоркской фондовой бирже, грозит экспроприация частной собственности и арест по сфабрикованным обвинениям за то, что он не поладил с властями своей провинции.

Параллели между этими двумя случаями, каждый из которых имел место в стране, где право собственности пока еще только утверждается, являются весьма поучительными.

Как Китаю, так и России для своего развития нужны иностранные инвестиции. Утверждение главенства закона необходимо для создания позитивного, стабильного инвестиционного климата, где бы уважалось право собственности, суды были независимыми, а правительство не вмешивалось, чтобы наказать бизнесменов, с которыми у него имеются политические разногласия. Для того чтобы привлечь иностранные инвестиции, и Россия, и Китай должны продемонстрировать, что в целом справедливо защищают право собственности своих бизнесменов.

Как и некоторые из самых известных российских бизнесменов, Ян Рон превратил свой бизнес в крупную компанию, которая удовлетворяет не только местным, но и глобальным стандартам на мировых рынках ценных бумаг. Со временем его "Brilliance China" стала лидером в производстве минивэнов в Китае. Она стала также одной из наиболее успешных китайских промышленных компаний. Менее чем за 5 лет цена ее акций на Нью-йоркской фондовой бирже поднялась в 18 раз.

Как и российские руководители бизнеса, Ян Рон заботился о том, чтобы акционеры его компании получали более высокие дивиденды, но, как и они, он вскоре вступил в конфликт с политиками.

В России президент Владимир Путин, якобы, был оскорблен тем, что определенные олигархи имеют собственные политические амбиции, в том числе финансируют кандидатов в думу и потенциально бросают вызов контролю г-на Путина над страной.

В Китае Ян Рон нанес оскорбление губернатору провинции Ляонин (Liaoning) Бо Силаю (Bo Xilai) тем, что запланировал построить автомобильный завод в другой провинции, что лишило бы этого губернатора лавров за новые инвестиции и, быть может, непреднамеренно отразилось бы на его личных политических амбициях.

Бо Силай применил тактику, аналогичную тактике г-на Путина, который арестовывал бизнесменов, обвинял их в уклонении от уплаты налогов или в мошенничестве и "замораживал" значительные доли акций их компаний. Власти провинции Ляонин конфисковали все акции Ян Рона в компании "Brilliance China" на общую сумму около 300 млн. долл. США и передали управление компанией в руки провинциальных чиновников. Затем они наложили арест на другую собственность Ян Рона, стоившую примерно 390 млн. долл. Когда Ян Рон обратился в суд в Пекине, Бо Силай сумел добиться решения отказать истцу в иске, утверждая, что последний совершил "экономические преступления", но отказываясь уточнить, какие именно. Сотрудники правоохранительных органов провинции также обыскали дом жены Ян Рона, американской гражданки. Единственное, в чем Ян Рону повезло, это в том, что он сумел избежать несправедливого ареста, получив политическое убежище в Соединенных Штатах.

Сегодня Ян Рон ожидает решения по своему делу в своем доме в штате Калифорния. Он утратил возможность управлять своей компанией и не может вернуться в Китай, однако, как резидент Соединенных Штатов он использует предоставленную ему нашей правовой системой возможность пользоваться процедурой рассмотрения своего дела с надлежащим соблюдением норм процессуального права, которой в Китае был лишен. Он имеет американских защитников, в том числе и из моей фирмы. И, как официальные лица США рекомендовали официальным лицам Китая, никто в правительстве США не пытается вмешиваться в это дело, которое он возбудил против провинции Ляонин в федеральном суде США, потому что здесь, в Америке, право частной собственности защищено с помощью действительно независимой судебной системы.

Ситуация в России и отношение к Ян Рону в китайской провинции посылают очень сильный негативный сигнал американским бизнесменам и внешним инвесторам. Этот сигнал очевиден: несмотря на прогресс, достигнутый каждой из этих стран, политика иногда более важна, чем главенство закона и защита частной собственности.

Иностранные инвесторы должны принять это во внимание, поскольку решения власть предержащих в России и в Китае имеют громадные последствия для будущего инвестиционного климата и для утверждения главенства закона в обеих странах. А американские политики как в администрации, так и на Капитолийском холме будут внимательно наблюдать.