Цыплят, как известно, по осени считают. Но уже сейчас отчетливо видно, что Владимир Путин пытается выстраивать отношения со своими соседями не как в советское время и не так, как это делают США на латиноамериканских задворках.
Невмешательство во внутренние дела - вот девиз России, даже если в случае с Грузией это и грозит победой проамерикански настроенных оппозиционеров. Но именно этот новый подход может привести к тому, что этого не произойдет, несмотря на инвестированные США в «правильную ориентацию» Грузии миллиарды долларов.
Об этом свидетельствуют овации, которыми был встречен глава МИД Игорь Иванов на митинге оппозиции. Российские дипломаты оказались эффективнее танков и обученных в России бойцов бывшего главы спецслужб Георгадзе.
Места для маневра у нового грузинского руководства немного: три автономных республики Аджария, Абхазия и Южная Осетия и так уже не управлялись Шеварднадзе.
У трех четвертей абхазцев - российские паспорта. Электрички не ходят в Тбилиси, но ходят в Сочи.
Южная Осетия ориентируется на российский Владикавказ больше, чем на Тбилиси, откуда не приходило ничего хорошего, кроме мародерствующих боевиков.
Аджарцы тоже скорее потратят на дорогу за покупками по новому шоссе в турецкий Трабзон 3 часа, чем 6 часов на дорогу в Тбилиси, откуда было организовано с десяток покушений на аджарского президента, как жалуется Абашидзе.
Для всех этих республик Россия является покровителем. Две из них хотели бы уже вчера присоединиться к Российской Федерации.
Если новый грузинский глава - будь то Михаил Саакашвили или Нино Бурджанадзе - попытается насильственно присоединить эти автономные образования, то он, скорее всего, добьется лишь полного распада грузинского государства. Так что вопрос заключается в том, станет ли политическая элита Тбилиси без Шеварднадзе умнее. Северный сосед дает ей на это шанс.