Газета Le Monde публикует 25 ноября комментарий обозревателя Натали Нугайред, в котором анализируется ситуация в Грузии после отставки президента страны Эдуарда Шеварднадзе. В комментарии, в частности, отмечается:
«Россия не вмешивается во внутренние дела Грузии, но важно, чтобы политические процессы проходили в конституционных рамках». Эта фраза, произнесенная главой МИД России Игорем Ивановым в воскресенье, в конце его посреднической миссии в Грузию, свидетельствует о том, что Россия намерена сохранить свое влияние в этой республике Закавказья.
Президент России Владимир Путин не случайно поручил миссию эмиссара именно Игорю Иванову: мать главы российского МИД является грузинкой. «Я не мог не приехать», - заявил Иванов, выступая перед толпой, окружившей парламент. - Я люблю Грузию и являюсь наполовину грузином». Детство Игоря Иванова прошло в на востоке страны, в районе Акмета, который расположен недалеко от Панкисского ущелья, где спецслужбы России и США обнаружили сторонников «Аль-Каиды», которые находились среди иностранных добровольцев, прибывших сюда для поддержки чеченских вооруженных отрядов.
В ходе минувшего десятилетия между Грузией и ее северным соседом не раз возникали кризисные ситуации, и Россия не раз демонстрировала свою военную силу. В 1993 году российская сторона использовала свои военные самолеты для оказания поддержки сепаратистам Абхазии, грузинского региона, который стал объектом необъявленной аннексии со стороны России. В том же году российские танки заняли позиции в нескольких районах Грузии, где бушевала гражданская война между сторонниками Эдуарда Шеварднадзе и отрядами Звиада Гамсахурдиа.
В 2002 году Тбилиси обвинил Россию в бомбардировке Панкисского ущелья. По словам советника Шеварднадзе, «решение США направить в Грузию двести военных специалистов и поручить им создание четырех спецбатальонов объясняется тем, что американцы опасались высадки российского десанта, и поэтому действовали на опережение». В качестве повода для отправки в Грузию военных Вашингтон использовал тезис о появлении в Панкисском ущелье боевиков «Аль-Каиды». В 2001 году Грузия предоставила США свое воздушное пространство для осуществления военной операции в Афганистане. Кроме того, в этом году Грузия направила в Ирак тридцать пять солдат в составе войск коалиции.
В течение долгого времени тактика Москвы состояла в том, чтобы дестабилизировать ситуацию в этой республике с населением в 4,4 млн. человек. В 1970 году Шеварднадзе, всегда готовый льстить Леониду Брежневу, заявил, что «для Грузии солнце всегда восходит на Севере». В течение минувшего десятилетия политика Шеварднадзе в отношении Москвы не была лишена популизма и была подчинена логике развития внутриполитической ситуации.
Россия предоставила пристанище на своей территории человеку, обвиненному в организации покушения на Шеварднадзе в 1998 году. Речь идет об Игоре Гиоргадзе, бывшем министре госбезопасности Грузии. В минувшее воскресенье он заявил о своей «готовности вернуться» в Грузию, правоохранительные органы которой объявили его в розыск. В свою очередь, Грузия укрывает на своей территории Бадри Патаркацишвили, выдачи которого требует Москва.
«Придя к власти, мы начнем вести переговоры о выводе из Грузии трех российских военных баз», - заявил в интервью газете Le Monde глава грузинской оппозиции Михаил Саакашвили. Эти базы расположены в Аджарии, Абхазии и в районе Ахалкалаки, населенном преимущественно армянами. Поддержка Москвой сепаратистских настроений в различных регионах Грузии во многом способствовала экономическому краху Грузии. Летом этого года Москва взяла под свой контроль систему энергоснабжения Грузии, а также сеть газоснабжения республики.
Согласно информированным источникам, в ходе визита в Тбилиси в октябре этого года бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер (James Baker) призвал Шеварднадзе уступить власть в стране преемнику. «Подумайте о вашем политическом наследнике, - заявил он. - А я приглашаю Вас в Хьюстон, где Вы сможете написать свои мемуары». Ответом на это предложение Бейкера стала недовольная гримаса на лице Шеварднадзе. «Эти мальчишки, - ворчал он, имея в виду грузинскую оппозицию, - не сумеют противостоять давлению России».
Тему политического кризиса в Грузии продолжает Liberation. В комментарии обозревателя газеты Элен Деспик-Попович, в частности, отмечается: «Праздник в Грузии завершается, но проблемы остаются. «Ожидания народа от новых властей высоки, - говорит Гия Нодиа, руководитель Кавказского Института мира, демократии и развития. - Лидеры оппозиции должны распределить между собой роли. Как и Нино Бурджанадзе, Михаил Саакашвили будет иметь свое веское слово при принятии важных решений». Саакашвили уже заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента, а Бурджанадзе пока заняла выжидательную позицию. Ноябрьские выборы в парламент показали высокую популярность Саакашвили, и ожидается, что в ходе кризиса власти его влияние еще более возросло».
В комментарии Международного французского радио RFI отмечается: «Молодой грузинской оппозиции, получившей в наследство развалившуюся экономику и тотальную коррупцию, придется искать общий язык с большим российским соседом, который с периода достижения Грузией независимости воодушевлял сепаратистские настроения в этой многонациональной стране. Отставка Эдуарда Шеварднадзе состоялась без кровопролития. Однако, если верить некоторым аналитикам, политический кризис в Грузии только начинается, и многие эксперты высказывают опасение, что Грузия может повторить судьбу Югославии».