Самара, Россия - Отель "Марриотт Ренессанс", открывшийся несколько недель назад в Самаре, является первой за пределами Москвы и Санкт-Петербурга гостиницей, которой владеют и управляют западные хозяева. Он не сильно отличается от других подобных отелей: круглосуточное обслуживание, электронные ключи от номеров вместо дежурных по этажу, спорт-бар с боулингом и столами для пула.
Конечно, нужно делать скидку на то, что он находится в России, и не удивляться, когда в сверкающей чистотой новой ванной течет коричневая ржавая вода или когда проходит около часа, прежде чем выясняется, что на кухне отсутствуют блюда, заказанные вами из меню.
Открытие в Самаре отеля бизнес-класса со стоимостью номера 125 долларов США в сутки может быть расценено как пример поразительного оптимизма. Однако это не единственный эксперимент. После двенадцати лет ожидания в город приходят супермаркеты, торговые центры с огромными витринами и современные кинотеатры с суши-барами. Потребительский взрыв в Самаре является началом преобразования российских регионов, которые ожидают в ближайшие несколько лет получить миллиарды долларов в качестве инвестиций.
Сетям отелей, супермаркетов, магазинов электроники, аптек, торговых центров и кинотеатров региональные столицы, долгое время остававшиеся без их внимания, предлагают все для перспективного развития: отсутствие конкуренции, дешевую недвижимость и рабочую силу, и, что более важно, потребителей, доходы которых растут, и которые не знают, куда эти доходы тратить. Некоторые аналитики называют этот процесс началом бурного развития, другие говорят о цепной реакции.
До недавнего времени российские провинциальные города пребывали практически в том же состоянии, в каком они были после развала Советского Союза: китайские челноки и бабушки в платках, продающие овощи со своего огорода, чтобы свести концы с концами, продовольственные магазины, напоминающие слегка осовремененные советские "Продукты", мрачные гостиницы "Интурист", установившие заоблачные цены после косметических "евроремонтов".
По оценкам инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал", только от 2 до 4 процентов российских потребителей делает покупки в современных торговых заведениях, таких как торговые центры или супермаркеты. Опыт Москвы показал, что иностранные и российские сети могут быстро изменить привычки потребителей. Всего через несколько лет интенсивного роста Москва оказалась заполненной современными магазинами, и на нее приходится 28 процентов всех розничных продаж в стране.
Аналитики отмечают, что сейчас, когда в столице стоимость аренды растет так же быстро, как и прибыли, а конкуренция становится весьма жесткой, предприятия сферы обслуживания и торговли начинают смотреть на остальную часть России. В первую очередь внимание обращается на города-миллионеры, например Казань, Екатеринбург, Краснодар, которые имеют удобное географическое расположение, развитую промышленность и относительно обеспеченное население.
"Икея" собирается вложить 100 миллионов долларов США в постройку в Казани своего первого в российских регионах магазина. Три конкурирующие группы обнародовали свои планы создания в России сетей отелей среднего ценового уровня, и собираются инвестировать в их создание 800 миллионов долларов. Даже в относительно небольшой Калуге один шведский инвестор собирается потратить 30 миллионов долларов на строительство большого торгового центра.
Эксперты говорят, что такое бурное развитие, имеющее целью охватить широкие слои населения, а не только кучку богачей, было невозможным еще два года назад. В Москве бум начался, когда средняя заработная плата преодолела планку 150 долларов, и произошло это только два года назад. В России данный порог был превышен этим летом. "Ренессанс-Капитал" предсказывает, что потребительские расходы в этом году вырастут на 20 процентов, и составят, по меньшей мере, 185 миллиардов долларов.
Отель "Марриотт" является не единственным сюрпризом в новой Самаре. Российский нефтяной гигант ЮКОС открыл в прошлом году "Аквапарк", который рекламируется как крупнейший в Европе. В перке есть водяные горки, водопады и, конечно, бар в воде. Так же появились новенькие блестящие торговые центры и представители ресторанных сетей из Москвы, например, пивной ресторан "Тинькофф".