Борис Грызлов в эти дни очень занят. Если верить российскому телевидению, то сегодня без министра внутренних дел, находящегося в вынужденном отпуске, не проходит ни одно торжество по случаю открытия заводов, награждения видных людей, ни один казачий праздник. Дело в том, что в стране идет избирательная кампания, а Грызлов - председатель близкой к Кремлю партии «Единая Россия».
«Политика управляемой демократии»
В итоге перед парламентскими выборами, предстоящими 7-го декабря, граждане каждый вечер видят на примере телевидения, к чему привела средства массовой информацией политика президента Владимира Путина. В стране нет ни одного независимого от государства телеканала, передачи которого бы принимались по всей территории страны.
В первую очередь слово предоставляется Грызлову
В ходе нынешней избирательной кампании вечерние новости на государственном канале «Россия» и на полугосударственном канале ОРТ строятся по одинаковой схеме. Сначала слово предоставляется Грызлову, присутствующему на каком-нибудь мероприятии в каком-либо из регионов. Затем критике подвергаются коммунисты: за вывешивание советского флага над Думой, за искажение отдельными депутатами сведений о своем состоянии, за связи с Борисом Березовским, попавшим в немилость Кремля.
Предпочтение отдается пенсионерам, ветеранам войны или типичным представителям избирателей КП, критикующим председателя партии Геннадия Зюганова и его политику. Можно слышать такие заявления: «Это позор для России» или «Мне стыдно за эту партию». У Зюганова есть по поводу такого одностороннего освещения простое объяснение: «Каждый понедельник глава кремлевской администрации вызывает к себе людей, отвечающих за составление программ вещания крупных телеканалов, и предписывает им, каких политиков и как они должны представлять». Попавший в прошлом году под государственный контроль телеканал НТВ пытается продолжать сохранять свое лицо, но он не в состоянии уйти от влияния Кремля.
Даже Совет Европы обратил внимание на то, что в России, являющейся его членом, есть проблемы в делах, связанных со свободой средств массовой информации и с избирательной кампанией. Три телеканала, вещающие на всю страну, делают передачи, что касается их партийных предпочтений, в пользу правительства, говорили в конце октября члены Совета Европы в Страсбурге.
Публичные дебаты не имеют никакого смысла
Каждые утро и вечер в теледебатах разрешено участие более 20 партий. В их ходе им позволено поднимать проблемы внутренней безопасности, коррупции или деприватизации государственной собственности. Кремлевская партия «Единая Россия» добровольно отказалась от этого обмена ударами с немногими серьезными конкурирующими и многочисленными мелкими партиями. Это так же бессмысленно, как заставлять играть в хоккей дворовую команду против вратаря мирового класса Третьяка, аргументировал решение партии Грызлов. Критики же, напротив, видят в этом то, что не отличающиеся особым красноречием политики кремлевской партии боятся вопросов, касающихся нищеты в стране, кровавого конфликта в Чечне или неподготовленности к зимнему периоду жилищно-коммунального хозяйства.
Газеты, находящиеся преимущественно в руках олигархов от экономики, позволяют себе иногда другой взгляд на вещи. Однако критика большинство россиян не достигает. Слишком мал тираж авторитетных газет, таких, как «Коммерсант» (110 000), «Независимая газета» (40 000) или «Ведомости» (60 000). Они распродаются в основном в Москве. На просторах России преданное Кремлю телевидение было и остается важнейшим средством информации.