7-го декабря Россия избирает новый парламент, но нет никаких сомнений, что де-факто - также уже и нового президента. В частности, не только хозяина Кремля, который будет официально избран, согласно результатам голосования, в марте будущего года, но также и его преемника в 2008 году. Россия находится на перепутье, говорит известный политолог Лидия Шевцова из Фонда Карнеги (Carnegie) в Москве. Результаты выборов в Думу (в нижнюю палату), которые состоятся в следующее воскресенье, решают вопрос, кто же окажется во главе государства на длительный период.
При этом в Москве почти никто не сомневается, что имя преемника президента Владимира Путина тоже Владимир Путин. Более того, президент стремится к изменению конституции, что позволило бы ему баллотироваться в третий раз. Это сказал корреспонденту "Handelsblatt" бывший министр финансов Борис Федоров, баллотирующийся на выборах в Думу от партии «Либеральная Россия/Автомобильная Россия». Кандидат от КП и бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов придерживается такой же точки зрения.
Перед этим неудачной оказалась попытка увеличить срок президентских полномочий с четырех до семи лет, предпринятая человеком из ближайшего окружения Путина, председателем верхней палаты (Совета Федерации) Сергеем Мироновым. Сейчас в Москве не исключают, что партия «Единая Россия», которую открыто поддерживает Путин, а также целый ряд других лояльных к Кремлю партий получат в Думе две трети мест, то есть большинство, которое было бы необходимо для внесения изменений в конституцию.
Попытка нефтяного магната Михаила Ходорковского получить большинство мест в Думе с помощью финансируемых им партий, очевидно, провалилась. Бывший глава нефтяного концерна ЮКОС уже несколько недель сидит в тюрьме по обвинению в неоднократном уклонении от уплаты налогов. Тем не менее, целый ряд представителей концерна ЮКОС баллотируются на выборах от самых различных партий. Дело в том, что избирательные списки утверждались намного раньше того, как самый богатый россиянин оказался за решеткой. Только «Единая Россия» исключила из своего списка одного крупного акционера ЮКОСа.
Самым опасным соперником «Единой России», так называемой партии власти, является, как и прежде, Коммунистическая партия. В откровенной попытке ослабить ее, в последние дни начата открытая травля КП. Ее обвиняют в том, что она финансируется ненавидимым олигархом Борисом Березовским, эмигрировавшим несколько лет назад в Лондон.
Помимо этого у КП есть в рамках избирательной кампании проблема тактического характера: политика Путина, делающая ставку на национальную и социальную ответственность компаний, превратила коммунистов в лишних людей, аргументирует сложившуюся ситуацию газета «Версия». До сегодняшнего дня ортодоксальные коммунисты России имеют в Думе, насчитывающей 450 мест, четверть мандатов. И пока они в состоянии вместе с представителями либеральных партий «Яблоко» и «Союз правых сил» (СПС) блокировать любую попытку изменения конституции.
Однако в этом легислатурном периоде у «Единой России» вместе с некоторыми союзными с ней партиями, как правило, хватало голосов, чтобы проводить через Думу законопроекты Кремля. При этом, как считают исследователи общественного мнения, данная ситуация сохранится и впредь, благодаря чему Путин сможет реализовать свои масштабные планы, связанные с проведением административной реформы, борьбой с коррупцией и реформированием жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе избирательной кампании, которая проходит в исключительно спокойной обстановке, «Единая Россия» делает ставку на один лозунг: «Вместе с президентом», таким образом, - на большую популярность Путина. Одновременно откровенную пропагандистскую кампанию в пользу кремлевской партии ведут подконтрольные государству телеканалы.
Демократам по другую сторону баррикады, несмотря на историю с ЮКОСом, не удалось создать единый блок и перед этими выборами. В частности, «Яблоко», как и СПС, рассчитывают на то, что они преодолеют 5-процентный барьер. Однако лидер фракции СПС Борис Немцов жалуется на то, что партия поставлена в невыгодное положение: «В России честных и свободных выборов, видимо, никогда не будет».