Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уоррен Кристофер: США оказались во внешнеполитической пропасти

В период президентства Буша доверие в мире к политике США упало до самой низкой отметки за многие десятилетия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"После трех лет президентства Буша Второго, позиции США в мире резко ослабли, а доверие в мире к политике США упало до самой низкой отметки за многие десятилетия, - отмечает в своей статье в газете The Washington Post бывший госсекретарь США Уоррен Кристофер. - Хотя мы не можем исключить в будущем необходимости проведения превентивной войны, мы должны объявить, что мы предпримем такой шаг только после того, как будем обладать ясным и убедительным свидетельством существования очевидной неизбежной угрозы для нашей безопасности".

Вступает в свою решающую стадию период первичных выборов - праймериз, на которых определится кандидат на пост президента от демократов. В ходе нынешних дебатов неожиданно на первый план выдвинулись проблемы внешней политики. Оценка кандидатам будет дана в зависимости от того, будут ли они продолжать тактические ссоры или же изложат стратегическое видение будущего.

Согласно сложившейся традиции, смена партии, управляющей Белым домом, не приводит к повороту в национальной внешней политике. Хотя новые администрации могут в незначительной мере корректировать свой курс, особенно по ряду проблем, которые затрагивались в ходе предвыборной кампании, они, тем не менее, склонны в основном соглашаться с внешнеполитическими задачами и подходами своих предшественников. Однако в действиях нынешней администрации с самого начала наблюдался фундаментальный отход от принципов внешней политики США.

Президент Буш занял свой пост, не имея явного мандата на радикальные перемены во внешней политике. Однако, как только он облачился в президентскую мантию, он сразу же начал полностью менять почти все основные направления внешней политики, выработанные в период Билла Клинтона. Он объявил, что США будут находиться в стороне от палестино-израильских переговоров. Он также осудил восемь подписанных в период Клинтона международных соглашений и даже не исключил, что денонсирует подпись под одним из соглашений.

Поскольку миру стала понятна суть направления внешней политики Джорджа Буша, наши друзья и союзники сначала подвергали его действия сомнению, а затем начали дистанцироваться от действий американской администрации. И теперь, после трех лет президентства Буша Второго, позиции США в мире резко ослабли, а доверие в мире к политике США упало до самой низкой отметки за многие десятилетия.

Если бы главный тезис политики президента Буша был бы верным - а именно: для проведения своей внешней политики США не нуждаются в помощи или в согласии союзников, - то в этом случае потеря друзей на международной арене могла бы быть менее значимой. Но истина как раз в обратном. В этом месяце в Ираке в среднем ежедневно погибали двое американских солдат, и Ирак превратился в болото, в котором США завязли. И в момент, когда мы нуждаемся в помощи, ООН и ведущие мировые державы, за исключением Великобритании, не желают оказать нам содействия ни в военном, ни в финансовом отношении.

На этом фоне избиратели на первичных выборах в Демократической партии должны знать, какие действия собирается предпринять их кандидат, чтобы изменить ситуацию, при которой наши друзья от нас дистанцировались, а наша репутация в мире значительно ослабла. Нам нужно обсуждать не второстепенные проблемы, которые были затронуты в выступлениях некоторых кандидатов от Демократической партии, а всеобъемлющую стратегию внешней политики.

Мы должны восстановить доверие и доброжелательность наших традиционных союзников. Та грубая форма, в которой администрация Буша обращалась с нашими союзниками, недопустима. Когда президент Южной Кореи вскоре после инаугурации Буша посетил США и попросил поддержать его план по улучшению отношений с Северной Кореей, администрация нового президента проявила к его позиции неуважение, и он уехал, будучи униженным.

Министр обороны Дональд Рамсфелд навесил ярлык «Старой Европы» на наших главных союзников по НАТО, которые отказались бездумно поддержать нашу авантюру в Ираке. А Белый дом подверг их критике вместо того, чтобы извиниться за проявленное по отношению к ним неуважение. Мы можем восстановить потерянное доверие, но это потребует последовательных и решительных шагов с нашей стороны.

Я предлагаю, чтобы новый президент, если на этот пост в 2004 году будет избран кандидат от Демократической партии, совершил визиты в столицы наших союзников с целью примирения с этими странами. В частности, речь идет об Анкаре, Сеуле, Париже и Берлине. Новый президент должен заверить их в том, что внешняя политика США будет строиться не на основе приказов, а на базе взаимного уважения и дружбы.

Мы должны поддержать и усилить роль ООН. Восстанавливая отношения со всеми нашими союзниками, мы должны также подтвердить важность отношений с ООН. Несмотря на яркую риторику, нынешняя администрация неоправданно уменьшила роль этой организации при принятии решений, касающихся Ирака и Афганистана.

Проблемы ядерного арсенала Северной Кореи и глобального терроризма остаются, как и до войны в Ираке, самой серьезной угрозой нашей национальной безопасности. Эти проблемы не могут быть урегулированы без международного сотрудничества, и участие ООН при всех недостатках этой организации является важным условием решения этих вопросов.

Мы должны однозначно определить критерии, на основе которых мы будем иметь право в одностороннем порядке начать превентивную войну. Сегодня мы уже знаем, что решение администрации Буша о начале войны в Ираке было принято на основе ложной информации, и эта война не была неизбежной. Вопреки утверждению администрации, Ирак не несет ответственности за теракты 11-го сентября. Кроме того, не было обнаружено никаких доказательств того, что Ирак сотрудничает с «Аль-Каидой».

Точно так же Нигер не продавал уран Ираку, Ирак не разрабатывал оружия массового поражения (ОМП), а Саддам Хусейн не хранил запасов ОМП. Таким образом, США начали превентивную войну без очевидных свидетельств того, что Ирак представляет неизбежную угрозу для нашей страны. Кроме того, не был разработан какой-либо эффективный план проведения последовательной политики в этой стране после достижения военной победы.

Нельзя допустить повторения такой ситуации, и мы должны заверить мир, что этого не будет. Хотя мы не можем исключить в будущем необходимости проведения превентивной войны, мы должны объявить, что мы предпримем такой шаг только после того, как будем обладать ясным и убедительным свидетельством существования очевидной неизбежной угрозы для нашей безопасности. Мы также должны заявить, что пойдем на этот шаг только после того, как будет разработан четкий план действий в период после войны в той или иной стране.

Мы должны предпринять решительные действия для разрешения палестино-израильского конфликта. Роль администрации Буша в разрешении этого сложного конфликта была в значительной степени слабой. Эмиссары среднего уровня направлялись в регион под фанфары, но возвращались оттуда с пустыми руками, потому что президент США не предоставил им полномочий для оказания давления на стороны конфликта, чтобы урегулировать проблему.

Эта неудача американского лидерства особенно беспокоит, потому что усталость от конфликта и мощные вызовы, с которыми сталкиваются внутри своих собственных избирательных округов Ясир Арафат и Ариэль Шарон, создают благоприятный момент для достижения прорыва. В случае прихода в Белый дом новой администрации на стороны палестино-израильского конфликта должно быть оказано давление со стороны президента США, госсекретаря и, возможно, эмиссара высокого уровня, который бы имел четкие полномочия от президента.

Наступило время для претендентов на пост президента от демократов прекратить софистику о том, кто был прав в прошлом. Инстинкт должен подсказать им, какие действия нужно предпринять, чтобы вытащить Америку из внешнеполитической пропасти, в которой она находится.

* Уоррен Кристофер - госсекретарь США (с 1993 по 1997 гг). В настоящее время возглавляет Тихоокеанский Совет по международной политике (Pacific Council on International Policy).