Слияние двух российских нефтяных концернов ЮКОС и «Сибнефть», в результате чего появлялась бы четвертая в мире по объемам добычи частная нефтяная компания, приостановлено, видимо, под давлением Кремля. Леонид Невзлин, который держит в лице группы «Менатеп» контрольный пакет акций ЮКОСа, сказал в прошедшие выходные, после телефонного разговора с главой «Сибнефти» Евгением Швидлером, что тому позвонили из Кремля и сказали, «что процесс слияния необходимо остановить».
Соответствующее заявление «Сибнефть» сделала утром в прошедшую пятницу, сразу после начала внеочередного собрания акционеров, на котором предполагалось утвердить решение о слиянии. На московском рынке ценных бумаг курс акций ЮКОСа и «Сибнефти» упал в течение нескольких минут почти на 10%. В прошедшие выходные премьер России Михаил Касьянов отверг возможность какого либо давления со стороны властей: решение остановить процесс слияния приняли акционеры. О национализации концерна никто, по его словам, не думает. Министр экономического развития Герман Греф считает даже, что остановка процесса слияния «не является трагедией», и для экономики России она имеет «скорее позитивное значение». Несколько недель назад министр осудил действия прокуратуры против ведущего нефтяного концерна страны, как негативно сказывающиеся на инвестиционном климате в России.
Таким образом, положение концерна остается «очень запутанным», сказал Стивен О"Саливан (Steven O"Sallivan), главный эксперт инвестиционного банка ОФГ. Дело в том, что ЮКОС еще в начале октября приобрел 92% акций «Сибнефти» у олигарха и губернатора Чукотки Романа Абрамовича за три миллиарда долларов США наличными и 26% акций возникшего в результате слияния концерна. В прошедшую пятницу после получения формального одобрения на слияние предполагалось принять новый устав, утвердить для нового образования название - «ЮКОССибнефть» - и избрать новый Наблюдательный совет.
О причинах, по которым «Сибнефть» отказалась от слияния, в прошедшие выходные ходила масса слухов. Согласно Андрею Нечаеву, главе Российской финансовой корпорации, «Сибнефть» приостановила процесс слияния, «чтобы не оказаться частью компании, в отношении которой ведется следствие». В то же время ректор Московской школы экономики Евгений Ясин высказал мнение, что, мол, было оказано давление со стороны Кремля, так как тот опасается политического влияния появляющегося после слияния самой мощной в России частной компании.
Московские наблюдатели, между тем, высказывают мнение, что Абрамович приостановил процесс слияния, чтобы добиться у находящихся в заключении под следствием ведущих акционеров ЮКОСа более выгодных для себя условий. Вероятным также является, что Абрамович может взять в свои руки оперативное руководство новым концерном или стать владельцем контрольного пакета акций.
Российские предприниматели наблюдают за развитием событий с озабоченностью: «Я надеюсь, что судьбу ЮКОСа не разделят другие фирмы, и страна станет неуправляемой», - сказал корреспонденту "Handelsblatt" Давид Якобашвили, глава Наблюдательного совета крупнейшего российского производителя продуктов питания - компании "Wimm-Bill-Dann". Представители немецких компаний относятся к происходящему в России, - по крайней мере, с официальной точки зрения - спокойно: «У нас нет проблем, и мы не думаем, что они у нас появятся», - сказал представитель дочерней компании BASF "Wintershall", которая участвует в многочисленных проектах в нефтяной и газовой промышленности. Это, по его словам, касается как сотрудничества с партнерами, так и взаимодействия с органами власти и политикой.