Во время их первой встречи, которая состоялась в июне 2001 года, Джордж Буш (George Bush) всмотрелся в душу Владимира Путина и объявил, что он остался доволен увиденным. С тех пор Буш относится к российскому президенту как к одному из своих лучших товарищей. Однако, несмотря на то, что американо-российские саммиты представляют фотографам возможности сделать отличные снимки, взаимоотношения между двумя странами практически лишены содержания. Впервые после второй мировой войны нет необходимости совместного урегулирования глобальных кризисов, не заключаются важные соглашения в сфере контроля за вооружениями и не осуществляется ни одной крупной программы по оказанию Западом помощи России.
Конечно, потеря Россией статуса сверхдержавы помогает объяснить скудность нынешней повестки двусторонних отношений. Тем не менее, когда дело касается бизнеса, Путин получает практически все, что он хочет. Вместе с тем, когда дело доходит до войны с террором, Буш получает очень мало. Еще более важно то, что Россия, судя по всему, движется в опасном направлении. Когда в октябре был арестован богатейший предприниматель страны Михаил Ходорковский, реальной причиной было не уклонение от уплаты налогов, как это утверждается. Преступлением стало финансирование оппозиционных партий, развитие институтов гражданского общества, а также намек Ходорковского на то, что у него имеются крупные политические амбиции.
За прошедшее десятилетие ситуация в России сильно изменилась. В тот период Соединенные Штаты устанавливали основы сотрудничества. Вашингтонские чиновники составили договор о сокращении стратегических вооружений СТАРТ-II, подписанный в январе 1993 года, определили роль России в балканском конфликте в 1995 году, и провели расширение НАТО за счет стран Восточной Европы в 1999 году, невзирая на возражения России.
В первые года правления администрации Клинтона (Clinton) Соединенные Штаты щедро вознаграждали Россию за ее сотрудничество. Америка финансировала строительство жилья для военнослужащих, чтобы подтолкнуть Ельцина к выводу войск из Прибалтики. Она также предоставила России место на Международной космической станции в обмен на прекращение продаж ракетных технологий Индии. Однако к середине 1990-х годов большая часть того, что предлагали Соединенные Штаты, имела символический характер - например, предоставление России места в "Большой семерке", или создание Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО.
Когда Джордж Буш стал президентом, эта традиция символических наград продолжилась. В обмен на принятие Россией выхода США из Договора об ограничении противоракетной обороны Буш предложил символические сокращения стратегических наступательных ядерных вооружений. Чтобы смягчить горечь принятия в НАТО прибалтийских государств, Буш предложил создать новый Совет Россия-НАТО, организацию, которая так и не приобрела влияния в международных отношениях.
Тем временем, Путин заключал свои собственные сделки. После событий 11 сентября 2001 года он поддержал Соединенные Штаты и заявил о западной ориентации российской внешней политики. Путин хотел получить две крупные уступки: чтобы Запад принял его войну в Чечне как часть глобальной войны с терроризмом, и чтобы США перестали критиковать растущее подавление свободы средств массовой информации в России. И он добился и того, и другого.
Однако по двум важнейшим вопросам - по Ираку и Ирану - Буш практически ничего не получил. Вместо того, чтобы отстраниться от участия в дипломатическом споре, который велся весной прошлого года, Путин плечом к плечу с Жаком Шираком (Jacques Chirac) и Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) осуждал решение США начать войну в Ираке. И хотя Путин раньше своих французских и немецких коллег пошел на сближение с Бушем и даже намекнул, что российские солдаты при определенных условиях могли бы служить под американским командованием, он так и не сказал своему другу Бушу ничего конкретного.
По Ирану, который является самым сложным вопросом двусторонних отношений, Путин тоже пока не предложил ничего выдающегося. Россия заключила с Ираном контракт на постройку ядерного реактора в Бушере стоимостью в 800 миллионов долларов. Администрация Клинтона не смогла добиться аннулирования сделки, и Буш, несмотря на все свои жесткие обещания, сделанные в ходе избирательной кампании 2000 года, тоже не смог добиться успеха.
Однако наибольшее беспокойство Соединенных Штатов должно вызываться отходом России от демократии. Мы не должны забывать, что "холодная война" завершилась из-за того, что Советский Союз начал меняться изнутри. Эти перемены, которые еще очень далеки от завершения, в наши дни идут едва ли не в обратном направлении. Проблемы, которые Соединенные Штаты продолжают испытывать с Россией, зачастую исходят от наименее реформированных сил российского общества. Именно эти силы советской закалки продолжают представлять собой угрозу интересам США.
Соединенные Штаты должны приветствовать стремление Путина интегрировать Россию в западное сообщество. Однако, западное сообщество основано на определенных экономических и политических ценностях. Буш может благосклонно относиться к любому лидеру, который поддерживает его войну с терроризмом. В то же самое время он может и должен более остро критиковать внешнюю и внутреннюю политику российского лидера. Это, может быть, и не изменит Россию в ближайшем будущем, однако поможет тем россиянам, которые отважно ведут борьбу с растущим авторитаризмом.
Буш очень красноречиво говорит о необходимости демократии на Ближнем Востоке, и это делает его молчание по поводу российских тенденций все более и более заметным.