2 декабря 2003 года. Совершенно очевидно, что кампания российского президента Владимира Путина против Михаила Ходорковского, богатейшего человека России, не принесла ему никакого вреда в политическом плане. Судя по результатам опросов общественного мнения, путинская "Единая Россия" на парламентских выборах в следующее воскресенье одержит убедительную победу.
Но также очевиден экономический ущерб от этого дела. На прошлой неделе сделка, которая преобразовала бы всю нефтяную отрасль России, оказалась под вопросом, когда компания "Сибнефть" приостановила давно запланированное слияние с компанией "ЮКОС" г-на Ходорковского. Роман Абрамович, бизнесмен, стоящий за компанией "Сибнефть", в последнюю минуту попытался навязать в качестве главы объединенной нефтяной группы одного из своих исполнительных директоров.
Сегодня много рассуждают относительно того, пытается ли г-н Абрамович просто воспользоваться тем обстоятельством, что г-н Ходорковский находится в тюрьме, или же он действует по указке Кремля. Так или иначе, но Кремль несет за это ответственность: его нападки на г-на Ходорковского создали атмосферу, когда стал возможным крах сделки о слиянии двух компаний, которое могло бы внести большой вклад в модернизацию нефтяной отрасли.
Что еще хуже, дело "ЮКОСа" пугает других деловых людей - как россиян, так и иностранцев - вынуждая их откладывать запланированные инвестиции. После того как в первой половине текущего года - впервые с момента краха коммунизма - был зарегистрирован чистый приток капиталов, Россия снова является свидетелем чистого оттока капиталов. Лидерам делового мира, быть может, недостает смелости прямо высказаться по делу "ЮКОСа", но у них нет недостатка в понимании необходимости обеспечить безопасность своих денег.
Г-н Путин настаивает, что никакой кампании против бизнеса не ведется. Но российские капиталисты, крупные и мелкие, не уверены. Что бы там ни имел в виду президент, тысячи чиновников по всей стране видят в деле "ЮКОСа" возможность самоутвердиться. Это не означает возврата к коммунизму, или даже к тоталитаризму. Сегодняшнее дряхлое российское государство слишком пронизано коррупцией и внутренними дрязгами, чтобы быть способным организовать общее наступление на экономику. Однако бюрократы достаточно могущественны, чтобы задушить рост инвестиций.
Поначалу рядовые люди готовы аплодировать, как они это сделали при известии об аресте г-на Ходорковского. На бизнесменов в России смотрят как на воров, наживающихся за счет рядового гражданина. Но со временем восстановление влияния государства аппаратчиков нанесет урон рядовым россиянам, лишив их рабочих мест. В конечном счете оно подорвет даже прочную популярность г-на Путина.
У г-на Путина есть все основания, чтобы разрешить своим прокурорам довести дело Ходорковского до суда. Мошенничество и уклонение от уплаты налогов, якобы, на сумму 1 млрд. долл. США - серьезные обвинения. У президента есть также все основания выражать недовольство огромным неравенством между десятком миллиардеров вроде г-на Ходорковского и большинством россиян. Одним из путей решения этой проблемы могли бы стать налоги на сверхприбыль.
Но г-н Путин не должен добиваться этих целей за счет экономического роста. Без более сильной экономики Россия останется бедной страной, не способной удовлетворить чаяния ее граждан. Это будет справедливым вне зависимости от того, с каким преимуществом в воскресенье выиграет г-н Путин.