Бейсболка - ярко-желтого, солнечного цвета, блузка - тоже, сверху у Наташи надет голубой жилет, а на груди приколота пластиковая карточка, на которой написано: «Я за Единую Россию». Вызывает оптимизм. Но это не выражение пробивающей себе дорогу национальной гордости. Наташа работает кассиром в российском супермаркете «Седьмой континент» и рекламирует, как и тысячи ее коллег, партию российского президента Владимира Путина «Единая Россия».
В воскресенье в России избирается новый парламент и солнечная кампания президентской партии указывает путь в светлое будущее. «Партия заключила с хозяевами сети магазинов под таким названием договор. В этом нет ничего необычного, - говорит пресс-секретарь концерна Ирина Телицына. - Наши сотрудники рекламировали «Кока-Колу», а теперь рекламируют партию президента».
Корпоративное признание принадлежности к стране
Ирина Телицына по-настоящему удивлена. Какие могут быть нарушения в безобидной рекламной кампании? Сколько «Единая Россия» платит за эту кампанию, пресс-секретарь выдавать не хочет. То, что основатель сети супермаркетов «Седьмой континент» Владимир Груздев является депутатом Московской городской Думы от «Единой России», а сейчас баллотируется в парламент, это, по ее словам, чистая случайность. «Владимир Груздев больше не работает на своем бывшем предприятии», - говорит пресс-секретарь избирательного штаба. Агитация в пользу президента и его партии идет во всех 45 московских филиалах концерна «Седьмой континент» и в других сетевых супермаркетах. У «Пятерочки», магазинов, торгующих по сниженным ценам, по всей стране насчитывается 218 филиалов.
Трудовой коллектив «Седьмого континента» не имеет ничего против предвыборной кампании, заверяет Ирина Телицына. Она, дескать, исходит из того, что в это воскресенье сотрудники компании отдадут свои голоса за «Единую Россию». У самой партии в этом тоже нет сомнений. Валерий Шабликов, заместитель руководителя московского предвыборного штаба «Единой России», в какой-то мере даже гордится размахом избирательной кампании. «Смотрите, все время появляется что-то новое. В конце концов, возможность найти подходящее место для агитации, есть у любой партии».
В том, что в данном случае в роли ходячей рекламы политической партии вынужден выступать персонал компании, он не видит ничего сомнительного. Служащие «Седьмого континента» делают, мол, это совершенно добровольно.
«Понятное дело, что все мы здесь за Путина», - говорит Лена, коварно улыбаясь. Крупная блондинка где-то около тридцати лет - заведующая филиалом в Новогиреево, в окраинном районе на Востоке Москвы. «Алла!, - кричит она - Ты тоже за «Единую Россию?». Конечно же, бормочет Алла, угрюмо кивнув головой. «Вопрос лишь в том сможем ли мы вообще пойти голосовать в воскресенье, если у нас смена двенадцать часов», - говорит с издевкой кассирша Наташа.
Отдадут свои голоса Лена, Алла Наташа или нет - президент Владимир Путин может быть доволен. В своих усилиях привить российскому государству своего рода корпоративное сознание он, как это наглядно видно, сделал большой шаг вперед. Один народ, одна страна, один Путин - таков лозунг, выдержанный в партийных цветах: голубом, белом, красном и желтом. В рамках избирательной кампании доминирует «Единая Россия», будь это улица, телевизионный экран или супермаркет. Партия Путин боится общественности лишь только тогда, когда речь заходит о политических дебатах. От участия в теледебатах с представителями других партий она отказывается.
Глава государства, со своей стороны, воздал должное партийному лозунгу «Вместе с президентом», дав по государственному телеканалу ОРТ рекомендацию по поводу того, за кого же следует голосовать. Он в прошедшие четыре года своей деятельности на посту президента мог опираться на партию, заявил президент телезрителям. То, что ему удалось сделать больше, чем его предшественнику, он, мол, обязан действенной поддержке со стороны «Единой России». Партии удалось, похвалил Путин, «встать выше популизма и принять ответственные решения».
Коммунисты разбиты
Публичное выражение поддержки партии будет стоить президенту нагоняем от председателя Центральной избирательной комиссии России. Александр Вешняков выражал некоторое возмущение еще в октябре, когда Владимир Путин во время партийного съезда «Единой России» заверил делегатов в своей поддержке. Российский закон о выборах не разрешает как президенту, так и другим представителям политической власти, давать публичные рекомендации по поводу голосования. Путина и его партию это мало заботит, пока они могут рассчитывать на успех. Опросы показывают, что за партию отдадут голоса около 30 процентов избирателей. За КПРФ, считающуюся пока самым серьезным конкурентом, проголосуют, согласно результатам опросов, проведенных за несколько дней до выборов, около 15 процентов.