Москва, 1 декабря 2003 года. В Америке отношения между Большим Бизнесом и политикой зачастую, возможно, являются довольно тесными; в России они быстро становятся интимными. Крупнейшие бизнесы страны, от нефтяных гигантов до банков и промышленников, не только закачивают огромные деньги в кампанию по выборам депутатов Государственной Думы РФ, которые должны состояться в ближайшее воскресенье, но также заполняют партийные списки кандидатов десятками собственных менеджеров.
Нефтяная компания "ЮКОС", генеральный директор которой Михаил Ходорковский сидит в тюрьме по обвинениям, которые большинство считает политическими мотивированными, имеет своих менеджеров в партийных списках не только либеральной партии "Яблоко", но также Коммунистической партии Российского Федерации (КПРФ) и партии "Единая Россия", лояльной российскому президенту Владимиру Путину.
Некоторые восприняли "наезд" прокуроров на г-на Ходорковского как предвестник широкого наступления на Большой Бизнес, однако сегодня представляется, что Большой Бизнес более чем когда-либо прежде переплетается с политикой. В связи с делом компании "ЮКОС" популярность г-на Путина и его партии "Единая Россия", кажется, только укрепилась. В его партии сегодня есть кандидаты от известных компаний, контролируемых другими олигархами. В частности, в партийных списках "единороссов" значатся менеджеры двух ведущих нефтяных компаний, ТНК и "Лукойл", а также "Русского Алюминия" и "Северстали". Анализ федерального и региональных партийных списков кандидатов "Единой России" показывает, что более четверти кандидатов в думу от этой партии являются представителями Большого Бизнеса. Быть может, для того чтобы уравновесить свои шансы на выигрыш, компания ТНК также поставила на компартию, а заместитель генерального директора "Русского Алюминия" стал кандидатом от Либерально-демократической партии России (ЛДПР) ярого националиста Владимира Жириновского.
Спустя 12 лет после развала советского однопартийного государства Большой Бизнес стал самой влиятельной силой в российских выборах, обеспечивая деньги и кандидатов, а также глубоко изменяя партийные платформы и, в некоторых случаях, также переворачивая с ног на голову традиционные идеологии.
"В России нет ни одной крупной компании, которая бы не участвовала в политике", - сказал Борис Федоров, бывший заместитель премьер-министра и банкир, который баллотируется в Юго-Восточном административном округе Москвы по списку менее крупной Республиканской партии Российской Федерации (РПРФ).
Выборы в воскресенье, в которых примут участие 23 партии и объединения, борющиеся за 450 мест в думе, представляют собой критический поворот для России и для г-на Путина, который, как все ожидают, выиграет свой второй срок на президентских выборах в марте следующего года.
Хотя г-н Путин официально не является членом ни одной политической партии, он поддерживает "Единую Россию", заявляя, что центристское большинство крайне важно для экономических и административных реформ, которые он обещает во время своего второго срока.
Вне зависимости от того, какая из партий выиграет больше мест, крупнейшие компании страны, как представляется, наверняка будут представлены в новой думе и будут иметь достаточное влияние, чтобы предлагать или блокировать законопроекты, влияющие на корпоративные интересы, от налогов до природопользования.
Возможно, г-н Ходрковский выделялся из остальных олигархов своим неуемным желанием оказывать влияние. Он давал деньги двум либеральным партиям, "Яблоку" и СПС, чтобы создать солидный блок законодателей, находящихся в оппозиции к г-ну Путину. Его попытки влиять на парламент, особенно в вопросе блокирования нового закона о нефтедобыче ранее в нынешнем году, по общему мнению, и стали катализатором для прокурорского расследования против него и его компании "ЮКОС" по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский в недавнем интервью признал, что в федеральном списке кандидатов его партии есть три менеджера "ЮКОСа" - одно из условий финансовой помощи г-на Ходорковского.
Заместитель директора московского Центра политических технологий Дмитрий Орлов предсказывает, что в думе нового созыва из 450 мест будет не менее 20% менеджеров крупных компаний, а еще 40% составят "скрытые лоббисты" Большого Бизнеса.
Как правило, кандидаты не раскрывают, что имеют связи с крупными компаниями, ибо в бедной России это не добавляет им популярности. Однако известно, что в списке ЛДПР числится Евгений Иванов, заместитель генерального директора "Русского Алюминия". В списке "Единой России" есть трое топ-менеджеров: Вячеслав Тимченко - вице-президент ТНК, Виктор Рашников, генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината, и Георгий Шевцов, один из исполнительных директоров "Северстали".
КПРФ в особенности приходится отбиваться от нападок в связи с наличием в ее партийном списке представителей Большого Бизнеса. Одним из них является один из исполнительных директоров компании "ЮКОС-Москва" Алексей Кондауров, избрание которого в думу практически гарантировано, так как он занимает в федеральном списке коммунистов 13-е место. Меркой идеологического потрясения в российской политике может служить его заявление о том, что КПРФ сегодня является партией бизнеса. "Сегодняшняя компартия не отвергает частную собственность, - сказал он. - Она не отвергает механизмы рыночного развития. Компартия выступает за укрепление демократических институтов и развитие гражданского общества". По его словам, преследование г-на Ходорковского и компании "ЮКОС" доказало, что г-н Путин и "Единая Россия" выступают за усиление контроля государства над интересами частных предприятий.
И все-таки включение г-на Кондаурова в партийный список КПРФ показывает наличие глубокого раскола внутри этой партии, все еще борющейся за то, чтобы сформулировать свою постсоветскую платформу. Леонид Маевский, нынешний депутат думы от КПРФ, открыто критиковал партию на пресс-конференции в прошлом месяце, заявив, что 28% ее кандидатов являются миллионерами. "Это партия народа или партия миллионеров? - задал он риторический вопрос. За это его быстренько исключили из рядов КПРФ.