Силовики вернулись и уже находятся у власти. Подобно айсбергу, основная часть которого покрыта водой, они никогда не исчезали, просто они были незаметны. Демократы, пришедшие к власти в 1991 году, постепенно теряли свою популярность, и доверие к ним со стороны общества таяло из года в год. И в этой ситуации, когда айсберг начал колебаться из стороны в сторону, вновь активизировались силовики. Они были слегка "заморожены", но пребывали в хорошей форме и были готовы к наступлению.
Собственно говоря, речь не идет о перевороте, хотя существует реальное сомнение по поводу того, кто в действительности организовал в 1999 году теракты, потрясшие Россию. Эти теракты, ответственность за которые была возложена на чеченцев, способствовали взлету Владимира Путина на вершины российской власти. По словам эксперта правозащитной организации «Мемориал», речь идет о захвате власти силовиками и постепенном восстановлении «системы».
Итак, почти за 4 года президентства Путина «система» полностью восстановила свои позиции. Силовики, то есть бывшие представители силовых структур, контролируют все сферы жизни общества. Они захватили власть и стали новыми хозяевами. Вскоре они дадут о себе знать. Во всяком случае, так утверждает Николай Петров, эксперт института Карнеги в Москве: "Бывшему офицеру КГБ понадобилось немало времени, чтобы привести их в свою команду, - говорит он, - Первым важным этапом стало назначение Бориса Грызлова на пост главы МВД, а Сергея Иванова - на пост министра обороны. Во всех структурах власти также незаметно на ключевые посты были назначены доверенные лица. Теперь эти силовики готовы заняться политикой".
Ольга Крыштановская, социолог Российской Академии наук, разделяет это мнение: «Еще год тому назад, - говорит она, - эта тенденция не была столь заметной. Теперь же этот процесс очевиден. Люди в погонах не скрываются, они приходят во властные структуры и государство военизируется». Создание этой милитократии было описано в исследовании, которое провела Крыштановская. После анализа биографии 3 тыс. 500 высокопоставленных российских чиновников Ольга пришла к выводу, что более половины из них являются выходцами из спецслужб, из армии или силовых структур (прокуратура, полиция, таможенные и налоговые службы).
По ее мнению, этот «клан силовиков» появился в 1993 году, когда Борис Ельцин установил свой личный контроль над тремя структурами - армией, ФСБ и MВД, которые перестали подчиняться правительству. «Этот процесс, - продолжает она, - еще более ускорился после прихода к власти Владимира Путина, который сегодня непосредственно контролирует 17 силовых министерств и ведомств, в том числе, налоговые службы и прокуратуру. На практике это означает, что когда политическое решение принято, ФСБ начинает его претворять в жизнь, передавая необходимую информацию прокуратуре, которая затем подключает милицию. Судебные органы находятся в самой нижней части этой иерархии. В этой системе нет никаких противовесов».
Владимир Путин изображает себя в роли сторонника восстановления порядка в стране. С момента своего восхождения в Кремль он приветствовал "идею укрепления дисциплины, которая знакома со времен Андропова, который стал руководителем СССР после того, как был шефом КГБ", - напоминает эксперт Николай Петров. Президент России создал формулу, согласно которой «чекист никогда не бывает бывшим чекистом». В начале года Владимир Путин заявил, что ФСБ - это «неотъемлемая часть демократических органов власти».
«Я не сказал бы, что силовики - такие уж плохие люди, - заверяет Николай Петров. - Просто они не являются представителями гражданской власти. У них, возможно, добрые намерения, но они не имеют никакого представления о том, что такое баланс власти. Для них установления дисциплины и контроля достаточно, чтобы восстановить страну».
При Ельцине в окружении президента находились друзья и близкие родственники. При Путине, это - люди "системы". Чего же они хотят? «Создания сильного государства, - отвечает Крыштановская. - Они хотят восстановить сверхдержаву, которая существовала во времена СССР. Они хотят внушать страх, чтобы их ценили". По мнению Крыштановской, «дело «ЮКОСа» было неизбежным, так как силовики стремятся установить контроль повсюду. Но им трудно контролировать бизнес. Именно поэтому для силовиков бизнес - это враг номер один.
"Один силовик мне однажды сказал, что их цель - это тоталитарный капитализм, - говорит Ольга Крыштановская. - И этот силовик считал эту идею прекрасной". По мнению эксперта, этот захват власти является всего лишь началом. «Первые шаги были осторожными, - говорит Крыштановская, - но темп будет ускоряться. Это будет подобно снежной лавине. Силовики готовятся усилить свой контроль над всем обществом, сметая на своем пути всю систему противовесов".