Альберт Уикс, почетный профессор Нью-йоркского университета, длительное время следит за российской политикой
3 декабря 2003 года. Когда россиянам не нравится правящий режим или какое-либо движение внутри их страны, они прибавляют к его названию окончание "щина". Сегодняшней российской Немезидой является "путинщина".
Некоторые западные комментаторы им поддакивают, заявляя, что у российского президента Владимира Путина появились диктаторские замашки. Один писатель сравнивает его с французским императором Наполеоном Третьим (Napoleon III). Другой утверждает, что г-н Путин, этот бывший глава Федеральной службы безопасности (ФСБ), которая стала наследницей советского Комитета государственной безопасности (КГБ), не испытывает уважения к демократии. Он и его дружки из правоохранительных ведомств, как утверждается, практически захватили руководство Российской Федерацией.
Эти критики отмечают, что проведенный недавно по распоряжению путинского генерального прокурора арест мультимиллиардера, нефтяного магната Михаила Ходорковского, которому сегодня грозит наказание в виде лишения свободы за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и другие экономические преступления, является хорошим примером зловещей тенденции в путинском Кремле. Это осуждение, настаивают они, является беспочвенным и политически мотивированным. Равным образом, говорят эти наблюдатели, "наезды" г-на Путина на отдельные средства массовой информации (СМИ) следует рассматривать в том же свете.
Подобная угрожающая тенденция в России должна вызывать озабоченность всех народов нашей планеты - предполагая, конечно, что Россия при г-не Путине в самом деле собирается сделать шаг назад, к некоей обновленной форме авторитаризма полицейского государства. Россия, в конце концов, является крупнейшей в мире страной. Хотя она, быть может, перестала быть "сверхдержавой", она, тем не менее, обладает значительным фактическим и потенциальным экономическим, военным и политическим влиянием. Россия имеет право вето как одно из пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН).
Но действительно ли администрация Путина повинна в приписываемых ей грехах?
Некоторые наблюдатели на Западе и в России сомневаются, что данная тенденция настолько серьезна, как ее хотят представить. Они считают политически мотивированными многие из антипутинских статей в колонках обозревателя, которые в наши дни появляются в российской и в западной печати.
Многие из этих комментаторов, как указывают обозреватели, являются, по их собственному признанию, социалистами или иными "левыми", которые ненавидят капитализм в любой его форме. Среди них имеются писаки, которые без каких-либо оснований утверждают, что ельцинская конституция является не более чем клочком бумаги, дающим слишком большие полномочия исполнительной ветви власти. Однако в действительности они более всего негодуют по поводу несоциалистического характера этой, в основном деидеологизированной, демократической хартии 1993 года, которую решительно защищают известные юристы России. . .
Эти обозреватели отрицают, что осуждение г-на Ходорковского, как и обвинения против других олигархов, которые сегодня находятся в ссылке заграницей (Гусинского и Березовского), является попыткой путинского правительства завоевать популярность у антисемитских элементов внутри российского общества. Или что эти обвинения преследуют цель помочь г-ну Путину в захвате "абсолютной " власти.
Что касается якобы имевших место "наездов" г-на Путина на СМИ, это все, как утверждают некоторые наблюдатели, тоже преувеличено. Г-н Путин просто попытался оградить национальные СМИ от влияния "денежных мешков". Ширящаяся коррупция в высшем руководстве некоторых СМИ является делом доказанным. Думать, что новые, гарантированные конституцией российские свободы будут выброшены за окно, было бы неправильным.
Дело Ходорковского само по себе является примером разборок с магнатом, который вышел из-под контроля. Уже не "барон-разбойник" из американской истории периода 1890-х годов, г-н Ходорковский прочно утвердился в области самого ценного природного ресурса нации - нефти. Деньги от этого прибыльного бизнеса г-на Ходорковского, который являлся генеральным директором нефтяной компании "ЮКОС", беспрепятственно плыли в руки оппонентов г-на Путина. Г-н Ходорковский, в сущности, прилагал все силы к тому, чтобы "купить президентство". Он сам имел президентские амбиции. Его власть над этим природным ресурсом росла в таких пропорциях, которые никогда бы не были терпимы, скажем, в Америке, предполагая, что такая попытка была бы предпринята в давно прошедшую эпоху расцвета монополий.
В общем и целом, г-н Путин, как представляется, просто делает то, что естественно для исполнительной власти любого государства: а именно, защищает интересы государства и народа. Нынешние нападки на г-на Путина со стороны политических соперников, проповедующих иные убеждения и идеологии, следует рассматривать именно как пристрастную критику соперников. Подобные силы всегда стремятся ослабить лидера, ставшего популярным в России, потому что он несет с собой законность и порядок в Большой Бизнес и в государственное управление.
В самом деле, в ходе опросов общественного мнения большинство россиян отрицают, что меры г-на Путина расходятся с его часто декларируемой поддержкой расширения демократии в постсоветской России.