Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хакамада и Селезнев ведут борьбу за умы и сердца избирателей Санкт-Петербурга

Однако жители города на Неве находятся в состоянии политической апатии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пожалуй, нигде в России предвыборная гонка не выглядит такой интригующей, как в избирательном округе Санкт-Петербурга, где раньше баллотировалась Старовойтова. Здесь ожесточенная борьба за мандат идет между двумя известными в стране политиками, взгляды которых на будущее России диаметрально противоположны. Это - Ирина Хакамада и Геннадий Селезнев .

В своей черной меховой куртке Ирина Хакамада выглядела элегантно и импозантно. Она вглядывалась в людей с печальными глазами, которые собрались на Никольском кладбище, чтобы почтить память Галины Старовойтовой, которая была убита пять лет назад. Старовойтова была самым известным среди демократов политическим деятелем Санкт-Петербурга. Собравшиеся здесь люди выражали беспокойство по поводу наступления на демократические завоевания, за которые боролась Старовойтова. «Галина, мы будем помнить Вас, - клянется Хакамада, обратившись к могиле, покрытой цветами. - Мы будем делать все, что в наших силах».

Хакамада - преуспевающая деловая женщина, превратившаяся в политического деятеля, которого чаще других показывают по телевидению. Сейчас она баллотируется на выборах в Госдуму, чтобы занять место, которое принадлежало раньше Галине Старовойтовой. Ее главным соперником на выборах является Геннадий Селезнев, известный спикер парламента, который покинул ряды Компартии и начал создавать соцпартию. В воскресенье избиратели Санкт-Петербурга и других регионов России примут участие на выборах в Госдуму. Это четвертые парламентские выборы в России за период, прошедший после распада Советского Союза в 1991году.

Пожалуй, нигде в России предвыборная гонка не выглядит такой интригующей, как в избирательном округе Санкт-Петербурга, где раньше баллотировалась Старовойтова. Здесь ожесточенная борьба за мандат идет между двумя известными в стране политиками, взгляды которых на будущее России диаметрально противоположны. Но даже здесь, в одном из самых демократически настроенных городов России, кампания обнажила плюсы и минусы завоеваний демократии. Предвыборный марафон проходит на фоне глубокой апатии со стороны избирателей: примерно 60% из них не собираются голосовать ни за одного из кандидатов.

При этом в СМИ почти не публикуются непредвзятые материалы о предвыборной борьбе, и в то же время огромные суммы денег расходуются на так называемые «черные пиар-технологии». Для 48-летней Хакамады, одного из лидеров Союза правых сил (СПС), участие в предвыборной кампании означает продолжить дело, начатое Старовойтовой, которая была ее близким другом и с которой она обсуждала самые разные вопросы - от идеологии до моды.

Старовойтова, убийство которой до сих пор не раскрыто, была политиком-реформистом и выступала за сближение с Западом. На предыдущих выборах в Госдуму Хакамада баллотировалась в другом избирательном округе, но на этот раз решила в память о покойной Старовойтовой выдвигать свою кандидатуру именно здесь. «Мы собрались здесь, чтобы почтить ее память, - говорит Хакамада. - К сожалению, прошло пять лет, но у нас такое впечатление, что мы начинаем все с нуля. Россияне находятся в глубокой апатии».

56-летний Геннадий Селезнев - профессиональный политик, который сделал свою карьеру в Компартии. Именно на территории этого избирательного округа он посещал в юности профессионально-техническое училище и работал на металлургическом заводе. Он называет Хакамаду «пришлым кандидатом», так как Санкт-Петербург не является ее родным городом. «Нельзя сделать политическую карьеру за счет имени другого человека, - говорит он в интервью в своем кабинете спикера. - Прикрываясь именем Старовойтовой, Хакамада использует «черный пиар».

Во многих отношениях недавняя история 209-го округа подтвердила правильность слов Старовойтовой, которая незадолго до своей гибели заявила: «Путь к свободе оказался намного труднее, чем мы думали». После ее убийства депутатом от этого избирательного округа был избран реформистски настроенный бывший премьер-министр страны Сергей Степашин. Но он ушел в отставку в 2000 году, и с того времени здесь еще дважды проводились выборы. Но оба раза выборы были объявлены недействительными ввиду того, что в голосовании приняли участие менее 25% избирателей.

И на этот раз, как предсказывают оба претендента, активность избирателей будет невысокой. Сергей Гайдай, главный консультант предвыборной кампании Хакамады, говорит об усталости и социальной апатии населения, которое не видит каких-либо положительных изменений. Геннадий Селезнев также считает, что явка избирателей будет низкой. «Многие думают, что Госдума не может решить серьезных вопросов, - говорит он. А вот мнение рядового избирателя Санкт-Петербурга. 24-летняя Аня Граданская заявляет, что голосовать не пойдет. «Не имеет значения, кто будет избран в Госдуму от нашего округа, ведь все равно ничего не изменится», - говорит Аня.

Даже многие демократы, которым нравилась бескомпромиссность Старовойтовой, дают неоднозначную оценку позиции СПС, которая время от времени заигрывает с президентом Путиным, а иногда осуждает его как потенциального диктатора. В сентябре Хакамада поддержала ставленника Путина на выборах губернатора Санкт-Петербурга, и тогда некоторые эксперты предположили, что это было сделано, чтобы обеспечить, по крайней мере, молчаливую поддержку Кремля кандидатуре Хакамады на нынешних выборах.

Селезнев, считающий себя коммунистом-реформатором, дает избирателям много обещаний, которые, по словам Сергея Гайдая, напоминают о «старых добрых временах Советского Союза». Эксперты в Москве считают, что идеология Селезнева близка по духу обитателям Кремля. Бытует мнение, что места в Госдуме можно купить. Даже Селезнев признался, что тяжело руководить парламентом, который «в глазах народа выглядит коррумпированным». Однако в родном Санкт-Петербурге Селезнева поддерживают пенсионеры, которым нравятся его лозунги, и это может оказать решающее воздействие на результаты выборов.

Именно поэтому стратегия кампании Хакамады состоит в том, чтобы сплотить дремлющих либералов, которые чтят память Старовойтовой, и напомнить им, что Селезнев некогда являлся одним из самых непримиримых врагов покойной. «Мы должны предостеречь наших сторонников, что если они не примут участия в голосовании, страна вернется к прошлому, - говорит Гайдай. - Для нас очень важно, чтобы люди смотрели на нас как на продолжателей дела Старовойтовой».

Однако в тот пасмурный ноябрьский день члены семьи Старовойтовой, политические коллеги и представители либеральной интеллигенции, собравшиеся на кладбище, чтобы почтить память покойной, не были убеждены в том, что такая стратегия Хакамады принесет результаты. «Я беспокоюсь и пытаюсь убедить избирателей в необходимости принять участие в голосовании, - говорит Ольга Старовойтова, сестра покойной Галины. - Хакамада была самым близким другом Галины во всем районе».

_

Леонид Кисельман, который входил в тот же стан диссидентов, что и Старовойтова, выражает сомнения. «У Селезнева серьезные ресурсы, а Хакамада не сумела четко организовывать свою кампанию», - говорит он. «Я поддерживаю Хакамаду, потому что она является демократом и борется за ту же самую демократию, за которую боролась Галина Старовойтова», - говорит 78-летняя пенсионерка Зоя Вечер.. Но она тоже не была уверена в том, что люди придут на избирательные участки. «За эти 10 лет хаоса народ просто перестал верить», - сетует она.