Москва, 4 декабря 2003 года. Вчера заместитель министра экономического развития и торговли России Мухамед Циканов постарался успокоить мировую общественность, взволнованную тем, что Россия не выполняет данного в 2002 году обещания ратифицировать Киотский протокол об излучениях газов в атмосферу, дав понять, что этот договор может быть ратифицирован уже в следующем году.
Однако его высказывания, кажется, противоречат сделанному во вторник заявлению Андрея Илларионова, экономического советника президента Владимира Путина, что Россия не может ратифицировать Киотский протокол в его нынешнем виде по причине ограничений, которые он наложил бы на экономическое развитие страны.
Комментарии г-на Илларионова стали отражением прежних негативных высказываний чиновников Кремля в последние месяцы, которые утверждали, что необходимо прояснить, как будет работать механизм торговли квотами на излучение газов в атмосферу - от которой Россия, якобы, должна была выиграть - и каковы будут гарантии от иностранных компаний, что они примут участие в проектах с участием России.
Как известно, если Россия не ратифицирует Киотский протокол, его будущее станет неопределенным, поскольку Соединенные Штаты и некоторые другие страны отказались его подписать.
Представляется, что Россия пытается увязать свое согласие ратифицировать Киотский протокол с уступками со стороны Европейского Союза (ЕС), включая облегченные условия для ее приема во Всемирную торговую организацию (ВТО). "Россия дала понять, что эти два вопроса взаимосвязаны, - сказал вчера один высокопоставленный официальный представитель ЕС. - Мы на это никогда не согласимся. Если отношения строятся на взаимном доверии, нужно выполнять данные обещания".
Комиссар ЕС по торговле Паскаль Лэми (Pascal Lamy) отверг предположения, что существует какая-то связь между этими двумя вопросами, хотя состоявшийся в прошлом месяце в Риме саммит "ЕС-Россия" подчеркнул стремление ЕС принять Россию в ВТО к концу следующего года, несмотря на тупиковую ситуацию из-за требования ЕС относительно либерализоции цен на российский природный газ.